Студия «Vitart»Первый том — Истории Российской империи Второй том — История русской культуры
Один из гербов Российской империи

ГЛАВНАЯ — здесь ОГЛАВЛЕНИЕ

10 сюжетов из жизни России:

Предистория
1. ИСТОРИЯ:
Киевская Русь
Владимиро-Суздальская Русь
Русь Московская и Литовская
Начало самодержавия
Смутное время
Дом Романовых
Российская империя
2. ТЕРРИТОРИЯ
3. НАСЕЛЕНИЕ:
Происхождение и колонизация
Историческая статистика
Демография
Заселённость территории
Состав населения
4. СОСЛОВИЯ:
Дворянство
Городское сословие
Крестьянское сословие
5. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО:
Земельная собственность
Земледелие
Скотоводство
6. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ:
Горная
Обрабатывающая
7. ТОРГОВЛЯ
Внешняя торговля
Внутренняя торговля
8. ФИНАНСЫ
9. УЧРЕЖДЕНИЯ
10. ОБРАЗОВАНИЕ

Таблица РУССКИЕ ПРАВИТЕЛИ




 

4-й сюжет: СОСЛОВИЯ

При слабости экономического развития древняя Русь представляла мало задатков для образования сильных, тесно сплотившихся и замкнутых сословных групп. В истории сословий России можно различить четыре периода.
Древнейший период (до конца XV века) характеризуется отсутствием юридических разграничений между сословиями, полной неустойчивостью сословных связей и крайней слабостью сословной организации.
Во втором периоде (XVI и XVII века) сословия обособляются, но это обособление происходит под прямым давлением государственной власти. Правительство постепенно закрепощает сословия на государственную службу и этим самым устанавливает резкие грани между сословиями и даёт им принудительную организацию.
Третий период (XVIII век) состоял, напротив, в раскрепощении сословий: освобождая их от обязательной службы, правительство пытается дать им сословные привилегии и более свободную сословную организацию.
Наконец, четвёртый период характеризуется отменой сословных привилегий, юридическим слиянием старых сословных групп и началом новой общественной группировки.
В России утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство (см. церковь русская), городское и крестьянское сословие.


Дворянство
было в древнейшем периоде сословием "вольных слуг", имевших право приобретать земельную собственность где угодно и переходить из одной княжеской дружины в другую. Именно поэтому дворянство не успело приобрести той тесной связи с землёй, которая на Западе положила начало феодализму. По той же причине древнее дворянство не получило сословной силы и во втором периоде, когда усилилась государственная власть, и оно превращено было в "служилое" сословие, всё более и более невольное.
Правительство требовало от служилого сословия службы в войске (коннице) и за это платило ему землями. Таким образом, рядом с прежней свободной дворянской собственностью (см. вотчина) создан был новый тип условного владения, связанного со службой, - поместья (см. поместная система). Класс "помещиков" присоединился к классу "вотчинников". Постепенно служилые обязанности перенесены были с поместья на вотчину, и оба вида владения сравнялись к началу XVIII века. В то же время правительство закрепило за дворянством крестьян, живших на их землях. Местные дворянские миры получили принудительную организацию: члены их связаны были особого рода ручательством друг за друга в исправности службы.
В третьем периоде (XVIII век) дворянство сохраняет за собой и увеличивает приобретённые им права. Наоборот, от своих обязанностей оно постепенно освобождается с помощью правительства, принуждённого исполнять его желания. Совершается раскрепощение дворянства. Обязательная военная служба отменяется. Условное дворянское владение (поместье и вотчина) превращается в безусловную собственность. Владение живущими на дворянских землях крестьянами становится сословной привилегией дворянства и превращается в крепостное право. Дворянская организация из принудительной становится свободной: дворянство получает выборное самоуправление. Эти преимущества создают во дворянстве сословный дух и сознание сословной силы, но их явно недостаточно, чтобы закрепить за дворянством привилегированное положение. Крепостное право, главная основа дворянских привилегий, остаётся плохо сформулированным юридически и уже поэтому непрочным. Изменившиеся экономические условия делают крепостное право в значительной части России прямо невыгодным. Именно поэтому правительственной власти удаётся без всякого сопротивления отменить крепостное право. Одновременно с этим дворянство лишается своих сословных преимуществ в местном суде и управлении.
Последний, четвёртый период начинается для дворянства в условиях свободной конкуренции и юридической равноправности с другими сословиями, но затем дворянство восстанавливает своё привилегированное положение.


Городское сословие
в России не представляет и тени той силы и того исторического значения, какие имело городское сословие на Западе. При господстве натурального хозяйства, при слабом развитии промышленности и торговли, города имеют в древней Руси прежде всего характер "оград", укреплений, военных и административных центров. Постепенно вокруг городских кремлей возникают и посады - промышленно-торговые поселения. Но число и степень населённости этих поселений долго остаются весьма незначительными. Со времени Петра городское население увеличилось в 40 раз:

Но так как всё население в России возросло в 9 раз (см. стр. 27), то относительная численность горожан выросла ~ только в 4,5 раза. Число городов в России в петровское время немногим превосходило 250; для губернской реформы Екатерины II понадобилось возвести в ранг города ещё такое же число, но вскоре целую сотню этих новых "городов" пришлось снова вычеркнуть из списка. Мало того, что число городов древней России было незначительно; в составе этих городов торгово-промышленное сословие не было исключительным населением. В середине XVII века посадские люди, например, в Серпухове составляют только около 74% от всего числа жителей города.
Южнее, в Курске, уже только 43% жителей города составляют посадские люди, а дальше к югу, на только что устроенной Белгородской черте "посадских" почти совсем нет: из 24 городов черты они встречаются только в 5-ти, в количестве от 2% до 6,5%. Остальное население всех этих городов состояло преимущественно из военных людей.
Законодательство России конца XIX века относило купечество к городскому сословию (см. купец), наделяя его особыми правами состояния, которые приобретались взятием торгового свидетельства. Торговля и промышленность вовсе не были единственным занятием "посадских людей"; рядом с промыслами они продолжали заниматься землепашеством. Точно так же, как город не отделялся резко от деревни экономически, так и городское сословие не отделялось от крестьянского юридически.
Выделение городского сословия в особую группу было произведено во второй период сословной истории (в XVI-XVII веках) самим правительством, когда такое выделение понадобилось по финансовым соображениям. Город мог платить больше, чем деревня; поэтому из него образовали особый тяглый мир с особой принудительной организацией. Прикрепив сначала к особого рода платежу городские земли, правительство постаралось потом прикрепить к городской земле городское население. Переходы из города в деревню и наоборот, а также из города в город был запрещены.
Со времени Петра начинается раскрепление городского сословия. От его принудительной податной организации правительство переходит к более свободной сословной организации. Но и эта организация, заимствованная из средневековых форм промышленной жизни (см. цехи), не дала городскому союзу сословной силы и тотчас же приняла прежний тяглый и служебный характер. Только со времени Екатерины II городское представительство и самоуправление перестало носить характер службы. Введением городового положения сделан был первый шаг к уничтожению сословного характера городских учреждений.
Городовое положение 1870 года окончательно заменило сословный принцип городского самоуправления имущественным; с этого акта и следует вести четвёртый период в истории городского сословия.


Крестьянское сословие
(см. крестьяне и крепостное право) дробилось на группы, имеющие неодинаковую историю, - крестьян владельческих, чёрных (государственных) и дворцовых. Во всей центральной России с очень давних пор большая часть земель была "обоярена", т.е. разобрана дружинниками или монастырями. Остальные населённые земли ("чёрные") уже к XIV-XV векам были "окняжены", т.е. сделались такой же собственностью князя, как его личные дворцовые имения, отличавшиеся от чёрных только характером податей и повинностей. При этих условиях, мелкий крестьянин-собственник уже в XVI веке был редким исключением в центральной России.
Огромное большинство крестьян были арендаторами или работниками на чужой земле. Для уплаты податей (а ранее - татарской "дани") правительство соединило этих работников в тяглые группы ("сотни") и связало их круговой порукой, возложив на них самих раскладку и сбор податей. Записанные в "данские" (или "сотные", - позднее писцовые) книги, эти плательщики составили группу "данных" и "письменных" людей, которых их товарищи по тяглу имели весь расчёт не выпускать уже из тяглого союза. Кроме этой группы усевшихся на местах "старожильцев", долго существовало и бродячее крестьянское население, не записанное в книги, - "неданное" и "неписьменное". Это население продолжало свободно переходить от одного хозяина к другому и добровольно "рядилось в крестьянство" на тех или других условиях. С середины XVI века, когда началась усиленная колонизация южной окраины, уходы из центральных местностей сделались особенно частыми. Тогда землевладельцы и само правительство стали применять ряд мер, закрепивших к середине XVII века крестьян за теми владельцами, за которыми они были записаны по книгам. Землевладельцы действовали при этом посредством особой формы контракта, так называемой "ссудной записи", заменившей в XVII веке прежнюю крестьянскую "рядную". Правительство помогало владельцам, облегчая поимку беглых и прямо запрещая всякий переход крестьян с места на место. Таким образом, во втором периоде сословной истории крестьянство было закреплено одновременно с дворянством и городским сословием.
Но оно не только не было раскреплено вместе с ним в третьем периоде, а попало в ещё худшее положение. Пока землевладелец служил государству в войске, владение крестьянами могло считаться вознаграждением за службу. Когда же дворянство освободилось от службы и стало привилегированным сословием, крестьяне вместе с землей сделались его частной собственностью.
На северной окраине России, куда не проникало служилое землевладение, сохранилась свободная крестьянская собственность и с давних пор организовалось крестьянское самоуправление. Только в XVII веке правительство начало смотреть на эти "чёрные земли", как на государственную собственность; с Петра оно обложило их оброчной податью, а с конца XVIII и начала XIX века ввело переделы и общинное землевладение, чем окончательно утвердило своё право собственности на чёрную землю.
На южной окраине правительство селило в XVI-XVII веках мелких помещиков ("однодворцев"), которые сами пахали землю и несли военную службу на границе; к началу XVIII века граница отодвинулась далеко на юг, военная служба "однодворцев" перестала быть нужна государству, и Пётр обратил их из служилого сословия в тяглое, обложив их, наравне с крестьянами, подушным окладом.
К двум перечисленным группам свободных крестьян присоединились ещё две: инородцы (особенно многочисленные на юго-востоке России и в Сибири), платившие в казну "ясак", и бывшие монастырские крестьяне, окончательно отобранные у монастырей при Екатерине II ("экономические", т.е. находившиеся в ведомстве "коллегии экономии"). Эти четыре группы составили обширный отдел крестьян "государственных", равный по численности отделу крестьян помещичьих. С 1887 года и государственные крестьяне начинают выкупать свои земли в собственность.
Дворцовые крестьяне, жившие на так называемых "дворцовых" землях, обособились от чёрных в середине XVI века и до Екатерины II находились в ведении дворцовых учреждений. При Екатерине II их передали в ведомство "казённых палат", но при императоре Павле бывшие дворцовые крестьяне были выделены в ведомство "удела". Удельные крестьяне были переведены на выкуп в 1861 году.

На следующую страницу 

 На предыдущую страницу

Студия «Vitart»