Студия «Vitart»Первый том — Истории Российской империи Второй том — История русской культуры
Один из гербов Российской империи

ГЛАВНАЯ — здесь ОГЛАВЛЕНИЕ

10 сюжетов из жизни России:

Предистория
1. ИСТОРИЯ:
Киевская Русь
Владимиро-Суздальская Русь
Русь Московская и Литовская
Начало самодержавия
Смутное время
Дом Романовых
Российская империя
2. ТЕРРИТОРИЯ
3. НАСЕЛЕНИЕ:
Происхождение и колонизация
Историческая статистика
Демография
Заселённость территории
Состав населения
4. СОСЛОВИЯ:
Дворянство
Городское сословие
Крестьянское сословие
5. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО:
Земельная собственность
Земледелие
Скотоводство
6. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ:
Горная
Обрабатывающая
7. ТОРГОВЛЯ
Внешняя торговля
Внутренняя торговля
8. ФИНАНСЫ
9. УЧРЕЖДЕНИЯ
10. ОБРАЗОВАНИЕ

Таблица РУССКИЕ ПРАВИТЕЛИ




 

10-й сюжет: ОБРАЗОВАНИЕ

Школа в древней Руси преследовала единственную цель - обучение грамоте (и церковному пению); а единственной целью грамотности было - подготовка к духовному званию. Но и таких профессиональных школ грамотности было слишком мало в древней Руси, так как учиться грамоте приходилось большей частью у "мастеров". Приобретение же знаний предоставлялось личной любознательности каждого. Чтение книг без системы и без предварительной подготовки превращало грамотного в начётчика. Содержанием начитанности почти исключительно служили жития святых и некоторые книги Св. Писания. Научные сведения древней Руси черпались, за ничтожными исключениями, из той же византийской духовной литературы.
Только с начала XVII века начинает преподаваться в опередившей Москву юго-западной Руси средневековая энциклопедия "свободных знаний". Из Киева, вместе с первыми выпусками учеников, окончивших курс Киевской академии, проникает в Москву, в качестве последней новинки, и эта средневековая схоластическая премудрость, давно отжившая на Западе. Однако же вопрос о пользе знания остаётся в Москве спорным до самого конца XVII века, и все попытки устроить школу кончаются неудачей. Знание считается опасным для веры, и только потребности самой веры заставляют московские власти признать необходимость изучения, по крайней мере, грамматики и древних языков. Но вопрос, какой язык изучать, делит общество на две партии: за латинский язык, рекомендуемый киевлянами, и за греческий, на котором настаивают греки. При царе Фёдоре Алексеевиче киевская партия берёт верх и добивается разрешения открыть академию в Москве. Но при самом открытии побеждают греки, которые и вводят своих учителей - братьев Лихудов в академию (см. славяно-греко-латинская академия). Преподавание греков по киевской программе скоро начинает казаться тоже недостаточно благонадёжным, и Лихуды отправляются в ссылку.
Только при Петре I создаётся, наконец, первая система правительственных школ, но уже совершенно иного характера. Во главе становятся, рядом со славяно-греко-латинской академией, устроенные Петром военные школы, требующие предварительной математической подготовки (в 1712 г. - инженерная и артиллерийская, в 1715 г. - морская академия). С помощью учеников морской академии открываются (в 1716, 1721-22 гг.) 42 "цифирных" школы в провинциях. В то же время (1721-25 гг.) открывается до 46 "епархиальных" школ (со словесным характером преподавания). В них переходят из "цифирных" школ дети духовенства (в 1722 году); а так как и горожане освобождаются от обязанности посылать детей в "цифирные" школы (в 1720 году), то число последних быстро сокращается; к 1740-м годам их осталось только 8. На место "цифирных" школ выделяются (с 1732 года) "гарнизонные" при полках. Епархиальные же школы с 1730-х годов постепенно превращаются в семинарии. Скоро после Петра оба типа школ становятся сословными. Попытка организовать высшее образование путём учреждения "Академии наук" в 1724 году и Московского университета также остаётся малоуспешной.
Новый период в истории народного образования наступает со вступления на престол Екатерины II. В начале царствования, под влиянием идей Руссо и Локка, императрица впервые ставит задачей школы - воспитание. Для воспитания "новой породы людей" она открывает в 1760-х годах закрытые учебные заведения, мужские и (впервые в России) - женские. По проекту И. И. Бецкого были основаны: в Санкт-Петербурге, при Смольном монастыре, общество воспитания благородных девиц (1764 г.), воспитательные дома в Москве (1864 г.) и Петербурге (1770 г.).
Затем Екатерина переходит к устройству новой системы средних учебных заведений. По плану серба Янковича де Мириево учреждаются "главные" и "малые" народные училища четырёх - и двухгодичные. После введения "устава народных училищ" (1786 г.) количество школ и учащихся быстро растёт.
При Павле развитие народного образования приостановилось, хотя и было уделено внимание женскому образованию (см. учреждения императрицы Марии, женское образование).
С воцарением Александра I снова начинается развитие образования, как это видно из диаграмм:


Благодаря крупным пожертвованиям частных лиц, быстро увеличивается при Александре I и количество высших учебных заведений. Открываются университеты: Петербургский, Харьковский и Казанский, лицеи: Демидовский в Ярославле и Безбородко в Нежине. Реформа 1804 года сделала разные типы учебных заведений (низших, средних и высших), входивших по системе Янковича один в другой последовательными ступенями одной непрерывной лестницы образования: 1) приходская школа готовила к 2) уездной (2 года); уездная к 3) гимназии (4 года); гимназия - к 4) университету. В течение XIX века эта учебная система пережила ещё три коренные реформы.
В 1828 году под влиянием восстания декабристов вновь была реформирована средняя школа, которой захотели вернуть сословный характер; в 1835 году были реформированы и университеты. Приём студентов был ограничен и увеличена плата за обучение. Вследствие этого число студентов в конце 1840-х и начале 1850-х годов упало. Так, в Московском университете в 1847 году училось 1200 студентов, а в 1850 г. - только 820, в Санкт-Петербургском, соответственно 730 и 380.
Вторично высшая и средняя школа были реформированы в 1863-64 гг. в духе реформ императора Александра II. Число студентов снова сильно возросло, а плата за учение понижена.
Наконец, в последний раз, - из-за недоверия к идеям Александровских реформ, - средняя школа (см. гимназии) была реформирована в 1871 году, а университеты - в 1884 году.
Количество средних учебных заведений (гимназий), хотя и возросло (в 1824 - 1891 гг.) с 49 до 180, всё же для всей России эту цифру нельзя считать большой. Количество гимназистов при этом возросло (в 1824 - 1891 гг.) от 5,5 тысяч до 61 тысячи человек.
Вопрос о низшей народной школе и об обязательном всеобщем обучении поднимался уже в 1768 году, но до 1800 года учреждено было в России только 69 приходских школ. Реформа 1804 года значительно оживила открытие новых школ. Ко времени реформы 1828 года в России насчитывалось их не более 600 (см. церковно-приходские школы). С начала 1830-х годов открытию народных школ дан был новый толчок, и ко времени крестьянской реформы число их сразу поднялось до 30 тысяч. Возник было снова вопрос об обязательности всеобщего обучения, но министерство решило его отрицательно. В 1870-х годах число школ сразу упало до 17-19 тысяч.
Развитие народной школы совершалось, главным образом, по почину и на средства земств, сельских обществ и частных лиц; на их долю приходилось в 1880 году 88% всего расхода на школы и только 12% уплачивалось правительством.

На следующую страницу 

 На предыдущую страницу

Студия «Vitart»