СЛОВАРЬ
Церковно-приходские школы, школы, состоящие в непосредственном ведении духовенства; существовали в России с давних времён; с 1864 года для них была выработана определённая программа и отдано предпочтение перед всеми другими видами школ.
Церковно-приходские школы могли быть одно-классные с двухлетним курсом и двухклассные с четырехлетним курсом. Предметы преподавания: Закон Божий, чтение гражданской и церковной печати, письмо, начальные действия арифметики. В двухклассных, сверх того, преподавались начальные сведения из истории церкви русской и русской истории. При них же могли открываться воскресные школы и ремесленные отделения. Обучение в школах было возложено на священников, членов причта, а также на особо назначенных учителей и учительниц, по преимуществу получивших образование в духовных учебных заведениях.
Заведование всеми церковно-приходскими школами принадлежало в епархии архиерею и епархиальным училищным советам из духовных и светских лиц. Высшее управление принадлежало синоду.
Всех церковно-приходских школ в 1889 году было 17.715 с 473.275 учащимися, в 1890-91 учебном году школ уже было 21.625 с 621.182 учащимися. В это число не входят 117 церковно-приходских братских школ казанской епархии, большинство миссионерских, большинство образцовых при семинариях и женских епархиальных учебных заведений. Учащихся в церковно-приходских школах в не-земских губерниях было относительно больше. В земских: мальчиков 0,38% мужского населения, девочек 0,07% женского населения, в не-земских: мальчиков 1,09%, девочек 0,09%.
Средства школ в 1890-91 гг. (пособия от государства, земств, городов, частных лиц) составляли 2.675.000 руб.
Церковно-приходские школы мало отличались по своему учебному курсу от начальных школ грамотности. Они могли служить лишь временным средством для распространения в глухих, малонаселённых и бедных местностях простой грамоты. Возникали эти школы в России неоднократно, но, в силу условий быта духовенства, не давали ожидаемых результатов и из существующих переходили в разряд "значащихся", т.е. существующих только на бумаге, а потом и вовсе исчезали.
На следующую страницу
На предыдущую страницу
|