Студия «Vitart»Первый том — Истории Российской империи Второй том — История русской культуры
Один из гербов Российской империи

ГЛАВНАЯ — здесь ОГЛАВЛЕНИЕ

10 сюжетов из жизни России:

Предистория
1. ИСТОРИЯ:
Киевская Русь
Владимиро-Суздальская Русь
Русь Московская и Литовская
Начало самодержавия
Смутное время
Дом Романовых
Российская империя
2. ТЕРРИТОРИЯ
3. НАСЕЛЕНИЕ:
Происхождение и колонизация
Историческая статистика
Демография
Заселённость территории
Состав населения
4. СОСЛОВИЯ:
Дворянство
Городское сословие
Крестьянское сословие
5. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО:
Земельная собственность
Земледелие
Скотоводство
6. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ:
Горная
Обрабатывающая
7. ТОРГОВЛЯ
Внешняя торговля
Внутренняя торговля
8. ФИНАНСЫ
9. УЧРЕЖДЕНИЯ
10. ОБРАЗОВАНИЕ

Таблица РУССКИЕ ПРАВИТЕЛИ




 

СЛОВАРЬ

Славянофильство не сводится ни к симпатии к славянам, ни к борьбе с западом, ни к возвеличиванию собственной национальности, хотя все три отмеченные черты в нём имеются. Возникло славянофильство в 1830-х, процветало в 1840-50-х, распалось после 1850-х годов.
В его основе лежит противоположность между началами общей культуры и национальной самобытности. Эта противоположность чувствуется во всех культурных странах, но сильнее сказывается в России, которая долго развивалась в стороне от главных течений общей культуры и потому выработала очень резкие особенности. Ещё в московском государстве XVI века не только существовало сознание особого положения России, но сложилась даже некоторая историческая теория о третьем Риме, о передаче правой веры и царской власти Москве от Рима и Византии.
Противоположность обострилась, когда России при Петре I пришлось пойти в школу к странам, более сильным в культурном отношении. Русские протестовали против западного просвещения тем сильнее, чем более приходилось проникаться им. Переворот Петра и последовавшее за ним господство немцев и немецких порядков не могли не отозваться национальной реакцией...
Как только политика Николая I обозначилась явной враждебностью к европейским идеям, поскольку они породили либерализм и революцию, тут же образовалась группа историков, пожелавших выяснить основы русской жизни, но рассуждения этих писателей были явно подсказаны желанием угодить власти и оправдать господствовавший порядок Николая I.
Гораздо глубже и оригинальнее сложилось учение славянофилов. Исходная точка зрения резко обозначилась в 1830-х годах у Ивана Киреевского. По Кириевскому, между Россией и Европой лежит пропасть: отличия европейской цивилизации произошли вследствие действия трёх факторов, которых не знала Россия - классического мира, католической церкви и германского завоевания. Из классического мира Европа заимствовала римское начало с его юридическими формами. Римский католицизм - это христианство, стеснённое духом логики. И, наконец, государство на западе возникло из завоевания и с тех пор держится борьбой, договорами, противовесами и ограничениями. Константин Аксаков развивал идеи славянофильства в области отечественной истории и политики. Он полагал, что политические формы республики и конституционной монархии возникают в Европе, потому что народ вмешивается в дела государства и становится государством. Политические же воззрения русского народа иные. Сельский сход, вече и земский собор происходят из общинного начала русского быта, а юридическая организация, суд, войско, тюрьмы, вся принудительная обстановка общественного быта в России уступлена народом государству. Сила государства в России не раздроблена между классами и партиями, а сосредоточена в руках царя. Царь неограничен в своей власти, а народ свободен в своём мнении. Сближение с западом исказило этот народный строй. Но возрождение возможно и необходимо: царь вернётся в Москву, отчуждение от земли прекратится, народ вновь получит свободу мнения и голоса.
Третий основоположник славянофильства, Хомяков, выставил церковную теорию. Хотя русский народ отстал в науке и общественном устройстве из-за отчуждения от запада, у него есть нетронутая народная вера. Единство веры русского народа основано на нравственном единении любовью и поддерживается самим народом. Раскол между римским католицизмом и православием произошёл вследствие нарушения латинянами заповеди любви: самовольно изменив символ веры, они тем самым объявили, что в их глазах Восток - собрание рабов в вопросах веры и учения. Утратив любовь, как основание церковного единства, сами латиняне прибегли к единению через закон и власть. Хомяков обвиняет западное развитие в односторонней рассудочности, а характерным свойством русского народа называет братскую, любовную общинность в церкви и в обществе. Мысль, не проникнутая чувством, не есть полная мысль, а стремление к истине есть стремление всех сил человеческой природы - разума, чувства и воли - к гармонии. В шествии мирового прогресса русский народ полагается призванным заменить царство рассудочности и эгоизма гармоническим развитием способностей и общинностью.
Многие положения славянофильства представляли сознательную защиту русской жизни в её различных проявлениях, и в этом смысле они находили и впредь будут находить приверженцев.

На следующую страницу 

 На предыдущую страницу

Студия «Vitart»