Студия «Vitart»Первый том — Истории Российской империи Второй том — История русской культуры
Один из гербов Российской империи

ГЛАВНАЯ — здесь ОГЛАВЛЕНИЕ

10 сюжетов из жизни России:

Предистория
1. ИСТОРИЯ:
Киевская Русь
Владимиро-Суздальская Русь
Русь Московская и Литовская
Начало самодержавия
Смутное время
Дом Романовых
Российская империя
2. ТЕРРИТОРИЯ
3. НАСЕЛЕНИЕ:
Происхождение и колонизация
Историческая статистика
Демография
Заселённость территории
Состав населения
4. СОСЛОВИЯ:
Дворянство
Городское сословие
Крестьянское сословие
5. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО:
Земельная собственность
Земледелие
Скотоводство
6. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ:
Горная
Обрабатывающая
7. ТОРГОВЛЯ
Внешняя торговля
Внутренняя торговля
8. ФИНАНСЫ
9. УЧРЕЖДЕНИЯ
10. ОБРАЗОВАНИЕ

Таблица РУССКИЕ ПРАВИТЕЛИ




 

СЛОВАРЬ

Гимназии - название школы, готовящей к университетским занятиям; в основе подготовки лежит изучение латинского, греческого языков и литературы; поэтому гимназии называются гуманистическими или классическими (латинские школы, лицеи, педагогические институты), в отличие от реальных гимназий или училищ. Прогимназии - низшая ступень гимназического курса.
В России об устройстве гимназий стали думать только при Петре I. Первые попытки к их учреждению возникли в царствование Елизаветы Петровны. В 1747 году при Академии Наук была устроена гимназия, а к учреждению Московского университета присоединилось и учреждение двух при нём гимназий - одной для дворян, другой для разночинцев. По плану московской гимназии и на иждивение Московского университета велено было в 1758 году учредить гимназию в Казани. При Екатерине II был составлен план устроения народных училищ, но только с императора Александра I учреждаются во всех губернских городах гимназии.
При Екатерине Великой комиссией об учреждении училищ выработаны были правила, утверждённые позже, уже при Александре I, в 1802 году. По этим правилам предложено было в каждом губернском городе устроить гимназии под непосредственным ведением и управлением губернского директора училищ. Гимназии предлагалось поставить в органическую связь с университетами, которым гимназии должны были быть подчинены, и с уездными и приходскими училищами, имеющими способность подготавливать учеников для гимназий. По этим правилам в 1802 году было учреждено несколько гимназий, а в 1804 году был издан общий устав, по которому гимназии действовали до новой их реформы в 1828 году. В гимназиях, при четырёхгодичном курсе, кроме предметов, необходимых для подготовки к университету (полных курсов латинского, немецкого и французского языков, курсов географии, истории, статистики, начального курса философии и политической экономии, полного курса математики, физики и естественной истории), преподавались и начальные основания наук, относящихся к торговле, технология и рисование. Для преподавания всех этих наук полагалось 8 учителей. На каждую гимназию положено было штатом от 5250 до 6250 рублей (для сравнения см. рабочая плата). С двадцатых годов XIX века стали устраиваться при гимназиях и пансионы.
Положение гимназий, начавших действовать по уставу 1804 года, скоро показалось министерству неудовлетворительным. Многопредметность гимназического курса, продолжающегося всего 4 года, при недостаточном персонале учителей, неудобство подчинения по хозяйственной части университету оказались причинами, потребовавшими полной реформы устройства гимназий.
Составленный в 1827 году особый комитет выработал проект нового устава гимназий, уездных и приходских училищ, утверждённый в 1828 году, и произвёл коренные реформы: было улучшено материальное положение гимназий увеличением окладов жалованья и вообще штатных сумм; в устроении гимназического курса была принята во внимание цель гимназии как школы, подготовительной к университету; курс был распространён на 7 лет; иначе поставлено само распределение классных занятий: ежедневно было назначено 4 урока (по 1,5 часа каждый).
Управление гимназией, которое до устройства в 1835 году учебных округов оставалось в ведении университетов, было изменено: кроме директора, который, будучи непосредственным начальником гимназии, сделан был начальником всех казённых училищ в губернии и наблюдателем за частными учебными заведениями, - устроена была ещё должность инспектора и установлен педагогический совет гимназии, состоящий, под председательством директора, из инспектора и учителей. Положение об учебных округах 1835 года передало заведование гимназиями от университетов в непосредственное ведение попечителей учебных округов, не затронув существенных начал устава 1828 года. Гимназии после этих усовершенствований действовали с известным успехом, и период их процветания продолжался до 1849 года, когда появились изменения устава, расшатавшие весь строй гимназического дела.
Был поставлен вопрос о необходимости нового устава гимназий. В составленном министерством проекте нового устава, который вызвал участие русских учёных в деле его обсуждения, проводились новые начала, некоторые из которых и были приняты в Высочайше утверждённом императором Александром II уставе 1864 года.
По этому уставу, по примеру Германии, 4 младших класса гимназии выделены в прогимназию, которая может учреждаться либо слитно со старшими 3-мя классами гимназий (полная гимназия), либо отдельно. Гимназии сделаны двоякими - либо классическими, либо реальными. В классических гимназиях преподаются полные курсы языков латинского и греческого, в реальных гимназиях - вместо курсов латинского и греческого языков указано преподавать в большем объеме математику, естественные науки и новые языки. В тех и других гимназиях велено сообщать ученикам высшего класса перед выпуском обзор сведений по отечественному законоведению. Собственно только классические гимназии сделаны по уставу 1864 года подготовительными для университета школами, а реальные, хоть и названы гимназиями, но сделаны только школами, подготовительными для высших специальных училищ. Уставом 1864 года определено, что гимназии и прогимназии могут открываться не только за счёт правительства, но и за счёт обществ, сословий, частных лиц.
В 1871 году был издан новый устав классических гимназий с усиленным преподаванием латинского и греческого языков. Устройство гимназий было изменено. Хотя и сохранены были 7 классов гимназии, но в действительности их было образовано 8, так как в 7-м классе положен был двухгодичный курс. В 1875 году был прямо прибавлен 8-й класс, а при каждой гимназии и прогимназии указано было открыть приготовительный класс. Значительно изменён был учебный курс: расширено преподавание древних языков, один из новейших языков сделан необязательным, также как рисование и черчение указано преподавать только для желающих, за особую плату. Учебный курс гимназии: Закон Божий, русский язык с церковнославянским и словесность, краткие основания логики, латинский и греческий языки, математика, математическая география и физика с кратким естествоведением, история, география, один из новейших языков и чистописание. Ближайшими помощниками директора и инспектора гимназии были сделаны классные наставники, избираемые из преподавателей, имеющих в том же классе небольшое число уроков. Ученики гимназий вносили плату, размер которой определялся местными педагогическими советами, с утверждения министра, причём до 10% беднейших учеников могло быть освобождено от платы. Пансионы, учреждаемые при гимназиях, могли принимать учеников всех классов при условии размещения учеников высших возрастов отдельно от остальных. Преподавание стало проводиться по учебным планам по всем предметам гимназического курса.
К началу 1870 года в ведомстве министерства народного просвещения состояло 110 гимназий (108 - классических, 2 - реальных) и 20 прогимназий (считая Варшавский округ); считая же Финляндию и Кавказ - 135 гимназий и 23 прогимназии, с 40 тыс. учащихся и 3 тыс. учителей. Одна гимназия в России приходилась на 500.000 жителей и 1 гимназист на 2000 жителей. Дети дворян и чиновников составляли 64% учащихся, дети горожан - 26%, дети поселян - 5%, духовенства - 3%. Частных гимназий в 1870 году было 33 (в округах Петербургском 9, Московском 8, Харьковском 4, Одесском 3, Рижском 4, Варшавском 4, Симбирском 1), с количеством учащихся 4000. Кроме мужских классических существовали и женские гимназии.

На следующую страницу 

 На предыдущую страницу

Студия «Vitart»