СЛОВАРЬ
Народное образование. Основой народного образования в России является начальная школа. Существенными элементами правильной постановки начального образования признаются: общедоступность начальной школы, обязательность и бесплатность обучения, преподавание на родном языке. В отличие от европейских стран, США и Японии, где эти элементы стали нормой, в России в конце XIX века введение всеобщего обязательного обучения остаётся в проекте.
Главные типы начальной школы в России: земская и церковно-приходская. Первые содержатся на средства, доставляемые земствами, но надзор за учебной частью возложен на министерство народного просвещения. Процент грамотных новобранцев в 1898 году был в земских губерниях 59%, в неземских - только 36,3%. В 1900 году в России было 84544 начальных школ с 458 тыс. учащихся (334 тыс. мужского пола, 133 тыс. - женского) и 172,5 тыс. преподавателей. В ведении министерства народного просвещения было 62,2% всех учащихся, 47,5% всех школ и 54,4% всех преподавателей; в ведении православного исповедания (церковно-приходские школы) - 35,7% всех учащихся, 50,4% всех школ, 43,7% преподавателей; остальное - на другие ведомства. Расходы на содержание начальных школ в этот год составили около 50 млн. руб. (0,66% всех сумм государственных расходов). От казны поступило 10,3 млн. руб., от земств - 11, 4 млн. руб., от сельских общин - 8,3 млн. руб., от городов - 6,9 млн. руб., от частных лиц - 6,7 млн. руб., плата за обучение - 3,1 млн. руб.
Народные чтения - одна из наиболее простых и доступных форм внешкольного образования. В России устройство народных чтений обставлено стеснительными полицейскими формальностями. К чтению допускаются лишь сочинения, занесённые в особый каталог (список разрешённых книг весьма не велик). Устройство народных библиотек и читален обставлено такими же стеснительными формальностями.
На следующую страницу
На предыдущую страницу
|