СЛОВАРЬ
Судоустройство. Судебная власть на более ранних ступенях развития государственной жизни осуществлялась непосредственно носителем Верховной власти. В нашем древнем судоустройстве право суда и расправы принадлежало князю, который разбирал споры как частных лиц, так и общин. Но со временем личное участие монарха в судных делах становилось ненужным и невозможным. С установлением в европейских законодательствах, начиная с XVIII столетия, принципа разделения властей (см. управление центральное и местное), от верховной власти отделяются судебные функции.
Первые попытки разграничения судебной и административной властей сделаны были в России ещё при Петре I введением в 1713 году в областном управлении ландрихтеров, которые являлись помощниками губернаторов по судебной части, позднее учреждением надворных судов. Однако усилия Петра Великого в этом отношении остались бесплодными.
При императрице Анне Иоанновне наступило полное смешение властей, которое продолжалось до Екатерины II. "Учреждением о губерниях" (1775 г.) власть исполнительная формально была отделена от судебной. Были учреждены уездные суды (для дворян), магистраты или ратуши (для городских обывателей), нижние расправы (для однодворцев и крестьян), нижний надворный суд (для разночинцев только в столицах). Следующую инстанцию составляли верхние земские суды, губернские магистраты, верхние расправы, верхний надворный суд, а третью - уголовные и гражданские палаты, из которых дела переходили для пересмотра в сенат. Но всеми этими преобразованиями было достигнуто отделение суда от администрации лишь в смысле компетенции или разбора дел; в смысле же управления судебные места находились под надзором и даже подчинением у губернаторов и губернских правлений.
Сводом законов, введённым Николаем I, были сохранены в том же виде как порядок судебного управления, так и система инстанций, за исключением верхнего земского суда, который прекратил своё существование. По Своду законов всякое решение сената могло восходить через Государственный совет на монаршее усмотрение.
Судебным Уставам 20 ноября 1864 года выпало на долю отделить суд от администрации не только в области компетенции, но и в области судебного управления. Ими было установлено, что судебное управление принадлежит самим судебным местам и сосредоточивается в кассационных департаментах сената. Наши судебные установления, по примеру английских, делились на мировые и общие. В мировых служили судьи по выбору всесословного общества. В общих судах они назначались правительством.
Отступления от этих начал были сделаны при Александре III. Законом 12 июня 1889 года мировые установления были заменены городскими судьями, земскими участковыми начальниками, уездными съездами и уездными членами окружных судов.
Городские судьи назначались министром юстиции и увольнялись по постановлению консультации при министерстве юстиции и с утверждения министра.
К компетенции земских участковых начальников были отнесены как административные распоряжения, так и разбор судебных дел.
Уездный съезд - это было административно-судебное установление, составлявшее апелляционную инстанцию как для решённых городскими судьями и земскими начальниками судебных дел, так и для административных постановлений земских начальников. Компетенция этого присутствия простиралась на город и уезд, в которых не было мировых установлений. Состав его судебных заседаний был смешанным: в нём, под председательством уездного предводителя дворянства, присутствовали городские судьи, земские начальники, почётные мировые судьи.
Для усиления судебного элемента в уездной юстиции, заменившей мировые суды, в ней было дано участие одному из членов местного окружного суда, который поэтому и был назван уездным членом окружного суда. В служебном и дисциплинарном отношениях он ничем не отличался от других членов того же суда. Территория его деятельности - уезд, в городе которого он и жил. К его ведомству были отнесены все уголовные и гражданские дела, неподсудные ни земским начальникам, ни городским судьям, а также дела о кражах со взломом, караемым тюремным заключением на срок до 1,5 лет, и ряд других дел.
Наконец, над уездными присутствиями, в силу той же реформы 1889 года, поставлены были административно - судебные губернские присутствия, состоявшие, под председательством губернатора, из губернского предводителя дворянства, вице-губернатора, двух непременных членов и председателя (или члена) местного окружного суда. Прокурор или его товарищ делали в нём заключение, но в решении дел не участвовали. Судебная функция этой коллегии имела кассационный характер. В качестве корректива к этому своеобразному раздроблению кассационного авторитета между множеством губернских присутствий постановлено было, что министр юстиции, усмотревши в решении губернского присутствия явное отступление от истинного смысла закона, предлагает рассмотреть дело правительствующему сенату. Это предложение, по сношении с министром внутренних дел, рассматривалось в соединённом присутствии трёх сенаторов первого и трёх сенаторов уголовного или гражданского департаментов под председательством кассационного департамента (см. сенат).
В ряду общих судебных установлений низшее место принадлежало окружному суду. Окружные суды учреждались на несколько уездов, которые образовывали особый судебный округ. Окружной суд состоял из председателя, товарищей председателя и членов. Одни постоянно присутствовали в окружном суде, а другие исполняли обязанности уездных членов. Окружной суд делился на уголовные и гражданские отделения - два или больше, смотря по количеству производящихся дел. По общему правилу, окружной суд разрешал уголовные дела, превышающие подсудность мировых судей и уездных членов, причём дела по преступлениям, влекущим за собой ограничение прав состояния, рассматривались с участием присяжных заседателей (см. суд присяжных).
Судебная палата представляла в системе общих судебных мест апелляционную инстанцию для уголовных дел, решённых в окружном суде без участия присяжных и для всех гражданских дел. Некоторые уголовные дела, изъятые из ведения суда присяжных, рассматривались судебной палатой (в качестве 1-й инстанции) с участием сословных представителей. Приговоры этих "особых присутствий" считались окончательными. Кассационными департаментами сената завершается лестница судебных установлений, действующих в общем порядке по Судебным Уставам 20 ноября 1864 года.
При судебных местах, сверх прокуратуры, состояли: судебные следователи для производства предварительного следствия, нотариат, частные и присяжные поверенные и переводчики, кандидаты на судебные должности, судебные пристава и судебные рассыльные.
Кандидаты делились на старших и младших. Для получения звания старшего кандидата нужно было прослужить по судебному ведомству не менее 1,5 лет и получить от судебного места удостоверение в приобретении достаточной подготовки к самостоятельным занятиям по судебной части.
Учреждение судебных приставов и рассыльных рассчитано на поддержание порядка в судебных заседаниях, на посредство при сношении суда с лицами, призываемыми в суд и на обеспечение исполнения судебных решений по гражданским делам. Судебные пристава находились при всех коллегиальных установлениях и назначались на должность председателями судебных мест, а в сенате - обер-прокурорами. Они получали жалованье и пользовались правом внутренней автономии, избирая из своей среды совет для надзора за действиями судебных приставов, разбора жалоб на них и наложения дисциплинарных взысканий.
Наконец, к остаткам дореформенного судебного устройства следует отнести ещё коммерческие суды, волостные и инородческие суды.
Большинство крестьян судилось в своих сословных волостных судах, состоящих из судей, выбираемых на волостном сходе. Территория их - волость, а подсудны им были уголовные дела о маловажных проступках, влекущих за собой общественные работы до 6-ти дней, денежный штраф до 3-х рублей, арест до 7-ми дней и наказание розгами до 20-ти ударов для лиц, не изъятых от телесного наказания, также гражданские дела ценою до 100 рублей.
Инородческие суды представлялись особыми судьями, каковы были: старосты - у самоедов, бии - у киргизов, зарго - у калмыков, ламы - у буддистов, муллы - у татар, которые придерживались племенных обычаев.
Особенными судами были суды военные и церковные.
На следующую страницу
На предыдущую страницу
|