КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ЛИТЕРАТУРА ПОД ЮГОЗАПАДНЫМ ВЛИЯНИЕМ
В то время как московские книжные люди думали лишь о том, как сохранить старину в неприкосновенности, православные юго-запада для самозащиты от католического влияния вынуждены были начать перестройку всей системы образования. Чтобы обладать оружием противников, юго-западное духовенство принялось за изучение схоластической науки и схоластических литературных форм, и киевское училище, преобразованное Петром Могилой в академию в 1631 году, сделалась рассадником учёных монахов нового типа. Теперь они не только не чуждаются светского знания, но щеголяют им, умеют писать силлабические вирши, правда, тяжёлые и неуклюжие, но кладущие основание для развития книжной поэзии, сочиняют духовные драмы для целей развлечения и назидания. Лучшие киевские проповедники, подражая католическим, чтобы заинтересовать слушателей, смешивают серьёзное с сатирическим и лирическим.
Москва чуждалась всяких еретических новшеств, но печальное состояние погружённого в невежество общества, описанного Крижаничем и Котошихиным, требовало реформ. Поэтому, с воссоединением Великой и Малой Руси в 1654 году, киевские учёные стали появляться в Москве и сделались там передовыми людьми. Особенно искусный во всех родах, Симеон Полоцкий делается первым человеком при дворе и у царя, и у патриарха. Его известность разделяют: в области духовного красноречия - Епифаний Славинецкий, в области духовной драмы - Димитрий Ростовский. Среди московских бояр появляются любители светского просвещения во главе с Сильвестром Медведевым. При дворе Алексея Михайловича заводят театр. С запада попадают к нам популярные сборники поучительных рассказов: "Римские деяния", "История о семи мудрецах", рыцарские романы: "Бова королевич" и др. Появляются повести, отражающие русскую действительность (о "Горе-Злосчастье"). Наконец, зарождается оригинальная светская повествовательная литература ("История о Флоре Скобееве").
На следующую страницу
На предыдущую страницу
|