ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА
СКУЛЬПТУРА
Византийское ваяние в России стало известно по византийским художникам, занимавшимся построением и украшением Десятинной церкви в Киеве, Софийского собора в Новгороде, церквей во Владимире на Клязьме и др. Вероятно они имели много последователей между русскими; но по истории нам известны только имена Козьмы и Парами. Так как в древней Руси искусство служило почти исключительно целям религиозным, а православная церковь неодобрительно относилась к изваяниям человеческих фигур, то скульптуры в настоящем смысле слова в допетровской Руси мы не находим. Слабые в художественном отношении литые небольшие кресты, складни, образа, оклады на образа, резные фигурные иконостасы да раскрашенные резные иконы, возникшие в бывших новгородских землях под влиянием Запада и лишённые всякого художественного значения, - единственные образцы зачатков древнего русского ваяния.
Зачатки эти нисколько ни развелись к XVIII веку, и Пётр I, заводя флот и артиллерию, и, встречая потребность в мастерах-скульпторах, нанимал иностранных литейщиков и скульпторов, у которых должны были выучиться мастерству русские. Но как при Петре, так и при его преемниках скульптурное дело было долгое время в руках иноземцев.
Открытая при Екатерине I Академия наук с отделением художеств, где преподавалась скульптура, не принесла почти никакой пользы развитию ваяния. По прежнему для удовлетворения потребностей Двора обращались к вызову мастеров из-за границы. Из таких иноземцев-скульпторов наиболее выдавался граф Растрелли-отец, работавший статуи в рококо. Только с учреждением Академии художеств, под руководством приглашённого из Парижа талантливого скульптора Н. Жилле, начинают образовываться первые русские ваятели. Удовлетворяя потребностям вельмож, желавших в подражание западной моде иметь скульптурные произведения, ваятели времени Екатерины заняты были изготовлением мраморных памятников и манерных бюстов, бывших в большом спросе.
Из первых русских скульпторов наиболее замечательны: талантливые Шубин и Козловский, работавшие в царствование Екатерины II, и скульптор Александровского времени - Б. Орловский. Получив академическое образование и усовершенствовавшись за границей, они придерживались классической техники и господствовавшего в Западной Европе французского направления, но не рабски, а умея вносить и нечто самостоятельное, хотя и в незначительной степени.
Напротив, Щедрин, Прокофьев, Гордеев, С. Пименов, Мартос, деятельность которых падает на царствование Александра I и начало царствования Николая I, владея значительной техникой, держались рабски скучного, безличного господствовавшего классического стиля.
Некоторое оживление получила скульптура в царствование Николая I. Графу Ф. Толстому, более 30-ти лет стоявшему во главе Академии, принадлежит возбуждение интереса к искусству в столичном обществе 30-40-х годов и постановка медальерного дела на художественную почву. Но главная заслуга принадлежит императору Николаю I, который любя искусство и покровительствуя ему, много способствовал оживлению скульптуры большими правительственными заказами. Многочисленные заказы исполнялись главным образом русскими ваятелями: Гольбергом, Витали, Рамазановым, Логановским, Н. Пименовым. Эти скульпторы Николаевского времени, стеснённые определёнными заказами, воспитанные Академией в подражательности и стремлении к внешней красоте, мало выказывали свободного творчества и робко примыкали к начинавшему пробуждаться стремлению к национальности и реализму. Слабые попытки этого рода видны в некоторых работах Н. Пименова, А. и С. Ивановых, Логановского. Яснее сказалось новое направление в работах не бывшего в Академии Клодта фон Юргенсбурга - конях, поставленных в 1850 году на Аничковом мосту, памятнике Крылову и статуе императора Николая I. Этими статуями изучение природы ставилось на место усиленного подражания антикам, аллегорий и разных хитросплетений. Ими вносилось в искусство правдивость и жизненная реальность. Это новое направление, начавшееся при Николае I, развилось вполне в царствование Александра II.
С изменением организации художественного воспитания в Академии, менее отчуждённые от жизни, менее связанные правительственным руководством, русские скульпторы стали самостоятельнее и, следуя общему движению, национальнее. Представитель этого нового поколения скульпторов, пытавшихся служить реализму и народности, был Каменский, работы которого ясно свидетельствовали о решительной попытке идти свободной самостоятельной дорогой, порвав связь с академическим классицизмом. В течение последних 40 лет 19-го века это направление твёрдо установилось в русской скульптуре.
Но, в общем, новая скульптура менее национальна, чем новая живопись и архитектура. Лучшие её произведения, исполненные Антокольским, П. и Р. Бахами, фон-Боком, Беклемишевым, Забелло, Б. и Р. Залеманом, Лаверецким, Опекушиным, Чижёвым, Снегиревским, Гинцбургом, принадлежат к общеевропейскому типу. Только небольшие группы и статуэтки Обера, Лансере, Либериха и Шохина дают талантливые и реальные изображения, выхваченные из русской жизни.
На следующую страницу
На предыдущую страницу
|