ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА
АРХИТЕКТУРА
В древнейшую эпоху постройки на Руси, богатой лесом, производились
преимущественно из дерева, и можно предполагать, что деревянное
зодчество в ней стояло на значительной степени развития. С
IX века, одновременно с принятием христианства, на Руси появляется
каменное зодчество, принесённое греческими мастерами, которые
по образцу византийских храмов строили в Киеве и других городах
церкви и, кроме того, гражданские и военные сооружения. Вскоре
от греческих мастеров каменное строительство перенимают и
русские зодчие. В XI веке летописи приводят имена русских
строителей: Коров, Милонег и др. Исконное деревянное строительство
должно было уступить своё место византийскому, каменному,
сохранив своё значение для гражданских построек.
Возникшие в XI и XII веках церкви принадлежат к двум типам,
кубическому и крестовому. К первому типу относятся те храмы,
главная масса которых приближается к форме куба, ко второму
- те, в которых главная масса представляет форму креста. В
кубическом типе можно заметить два вида - киевский и владимиро-суздальский.
К киевскому типу принадлежат как церкви Киева, так и все сходные
с ними. Таковы: церковь Десятинная в Киеве Х века, Черниговский
Спасский собор, Св. София Новгородская XI века и др. Отличительным
признаком этого вида в большинстве случаев можно считать сравнительно
большое возвышение средней арки фасада над боковыми и большой
выступ средней алтарной части в плане; покрытие крыш круглое,
по аркам, главы с полукруглым византийским покрытием; стены
храмов полосатые, так как древняя кладка состоит из чередующихся
рядов кирпича и камня. В общем, это - упрощённый византийско-кубический
стиль. Другой вид этого типа, владимиро-суздальский, мы находим
в церквах XII века - св. Георгия в Юрьеве Полесском, Всемилостивого
Спаса в Евфимиевском монастыре в Суздале, Владимирско-Дмитриевском
и Успенском соборах и т.д.
Во всех этих выстроенных из камня храмах средняя арка на фасаде
возвышается над боковыми незначительно, невелик также и средний
алтарный выступ. Покрытие глав - шлемообразное, покрытие крыш
не полукруглое, по аркам, а ломаной линией по фронтонам. Кроме
того, владимиро-суздальские храмы отличаются от киевских меньшими
размерами, обилием внешней отделки и деталями, большей стройностью
и высотой. При общем византийском плане стиль их - смешанный,
носящий некоторые ранее не встречавшиеся особенности.
Переход центра жизни из Киева во Владимир уменьшил несколько
влияние Византии, и церкви, возводимые здесь при помощи сведущих
в каменном зодчестве иностранных мастеров, носят на себе несомненный
отпечаток романского стиля, особенно в богатых внешних украшениях.
Дальнейшее развитие русской архитектуры северо-восточной Руси
замедляется в период господства татар (1238 - 1480). Немногие
уцелевшие памятники этой эпохи свидетельствуют о крайнем упадке
зодчества.
Только в богатых вечевых городах, Новгороде и Пскове, менее
испытавших тяжесть татарского ига, архитектура достигает значительного
развития в XIV и XV веках. Здесь, наряду с церквами, почти
повторяющими типы XI-XII веков, возводятся церкви, во многом
отличающиеся от них в плане и фасадах. Вместо прежних трёх
полукруглых алтарных выступов здесь мы встречаем один; фасад
каждой стороны кубического храма разделён лопастями на три
части и покрыт по фронтону. Сходство конструкции сводов и
фасадов с немецкими постройками даёт право видеть в этих особенностях
занесёнными сюда частыми торговыми сношениями с Ганзой немецкое
влияние. Замечательны в древних новгородских и псковских церквах
уцелевшие при них древнейшие, нам известные, колокольни в
виде стенки, покрытой крышей с несколькими арками для подвешивания
колоколов. Новгородско-псковская архитектура не остаётся без
влияния на возвышающуюся в XIV веке Москву, где при первых
князьях начинает понемногу оживляться строительная деятельность.
На первых порах московское зодчество является продолжением
владимиро-суздальского; только новые храмы меньше и не имеют
обилия наружных украшений.
Частые указания летописи на падение глав и церквей ясно говорят
о том, что опустилась здесь техника каменного строительства,
и объясняют, почему нужно было вызывать в Москву научившихся
от немцев мастеров из Новгорода и Пскова, а затем и иностранцев
из-за границы. В 1451 году в Москве была выстроена в чисто
новгородско-псковском стиле церковь Положения ризы Богородицы
в Кремле, а в 1484 году построен псковскими мастерами Благовещенский
собор. Как характерные признаки каменного зодчества этого
периода, нужно отметить появление луковичных глав умеренного
размера и покрытий в виде кокошников.
С конца XV века наступает для русской архитектуры новый период.
Падение Константинополя должно было ещё более ослабить византийское
влияние; начавшиеся с Западной Европой сношения вызвали появление
знающих архитекторов-иноземцев; освобождение от ига, создание
независимого государства, наконец, покорение царств прежних
поработителей подняло силы народа, и это отразилось на пышном
расцвете русской архитектуры в XVI и XVII веках. Призванные
при Иоанне III итальянцы, Аристотель Фиораветти, Марко Руф
Фрязин, Пётр Антоний, Алевиз из Милана, строили каменные дворцовые
здания (дворец, казённую и Грановитую палаты), обстраивали
московский Кремль стенами с башнями и воротами - Фроловскими
(Спасскими), Никольскими, Боровицкими, Троицкими, возвели
соборы - Успенский, Архангельский. Эти итальянцы принесли
с собой технику, но не могли изменить существенно установившихся
форм, ибо им вменено было при возведении построек, особенно
соборов, следовать старым образцам. Есть данные предполагать,
что Грановитая палата была построена в русском стиле. Что
касается до названных соборов, то в них план сохранён византийско-русский,
кубический, сохранены византийско-русские массы и владимирский
фасад, и только детали - раковины в пустых пространствах полукруглых
кокошников, итальянская орнаментика капителей колонн, арок
и пилястр - свидетельствуют об участии в этих постройках итальянцев.
Новые формы в нашем каменном зодчестве появляются несколько
позднее, совершенно самостоятельно, без влияния Запада.
Образцы этих новых архитектурных форм представляют в XVI веке
- каменные церкви Вознесения в Коломне, Иоанна Предтечи в
Дьякове, Покровский собор (Василий
Блаженный) в Москве, в XVII веке - церковь Рождества в
Пушниках. Эти церкви покрыты шатрами - одним, тремя, пятью;
иногда они - в форме башен с чрезвычайно разнообразными планами,
фасадами и украшениями. Это разнообразие и своеобразие форм
было вызвано тем, что к каменному строительству были применены
формы, выработанные к тому времени деревянным зодчеством.
Дело в том, что около насаждавшегося под различными влияниями
зодчества каменного продолжало жить и развиваться самостоятельно
исконное деревянное зодчество: по дебрям и лесам севера крестился
и селился люд; он рубил дворы, хоромы, терема, клети, подклети,
несчётное количество церквей, часто совершенно самостоятельно,
не имея перед собой образцов. Наиболее простой четырёхугольный
сруб, покрытый крышей, двускатной, четырёх - или восьмискатной,
с главкой в виде луковицы, постепенно осложнялся пристройкой
многогранных абсид, галерей, папертей и крылец, постепенно
разрастался и развивался в зависимости от условий страны,
народных потребностей и вкусов. Глубокий снег и сырость земли
скоро побудили ставить церкви на подклетях и делать сильные
скаты покрытий. Большие приходы при небольшом числе церквей
породили расширение помещений, а продолжительная зимняя стужа
вызвала существование маленьких окон и больших простенков.
Постепенно деревянное плотницкое дело воспитывало своеобразный
народный вкус. Прирубка одного сруба к другому без всякой
симметрии и порядка, размеры прирубок, обусловленные обычной
длиной бревна, затейливые кровли шатром и бочкой, украшение
богатой узорчатой резьбой - вот главные черты этого вкуса.
Если сравнить воздвигнутые в Москве или под Москвой вышеуказанные
каменные церкви с деревянными, то легко заметить, что в первых
сильно отразились черты народного деревянного русского зодчества.
Исходная точка этих каменных церквей - прежний византийско-русский
кубический храм, с заимствованием многих элементов из деревянного
зодчества.
С деревянных церквей взят мотив шатровых покрытий. Оттуда
ведёт своё начало устройство папартей, галерей, приделов и
лестниц-крылец вокруг церкви. Паперти представляют совершенную
копию с деревянных; только, в силу требований материала -
камня, столбы стали гораздо толще. Разнообразные колонки,
наличники около окон, карнизы с балясниками, украшающие эти
церкви в изобилии снаружи, очень напоминают деревянное резное
дело. Особенно характерно проявилось воспитанное веками народное
эстетическое чувство в замечательном деревянном дворце Алексея
Михайловича в Коломне и в каменных церквах Грузинской Божьей
Матери в Москве, в церквах в селе Останкине, Макарове и др.
Эти постройки принадлежат к XVII века, эпохе высшего расцвета
московско-русского стиля. Много памятников этой эпохи находится
также в Ярославле, Ростове и других городах, причём наблюдаются
между ними местные отличия. Но развитие московско-русского
стиля продолжалось недолго.
Уже в конце XVII века, когда в Москве начинает сильно чувствоваться
влияние Запада в различных сферах жизни, и архитектура начинает
испытывать западное влияние: на русские архитектурные формы
накладываются под этим влиянием формы итальянского Возрождения
периода барокко, и получается своеобразная смесь русских строительных
приёмов с западными деталями, как это показывают церкви Николая
Большого Креста, Сухарева башня и несколько сохранившихся
домов бояр самого конца XVII века в Москве, церковь Покрова
в Филях, церковь в Петровско-Разумовском под Москвой.
Русское зодчество постепенно стирается и почти совершенно
замирает после Петра Великого. Пётр не издавал запрещения
строить в старорусском стиле, но личное пристрастие императора
к западноевропейскому отразилось на постройках его времени.,
усвоивших главным образом голландские формы. Заботясь о создании
своих знающих архитекторов, Пётр для изучения архитектурного
дела отправлял русских, Еропкина и Исакова в Италию, Устинова
и Коробова в Голландию, а пока они там учились, Пётр, нуждаясь
для постройки столицы и укреплений в сведущих архитекторах,
выписывал из-за границы иностранцев.
С историей застройки Петербурга связаны имена Леблона, Трезини,
Мишетти и др. Эти архитекторы-иностранцы не были связаны теперь
условием следовать старым традициям, и поэтому западный новый
стиль мог распространяться свободно и быстро. Не так быстро
удалось завести и поставить архитектурное образование в России.
В открытой при Екатерине I, по проекту Петра, Академии наук
учреждено было художественное отделение, где, между прочим,
преподавалась архитектура. Но, очевидно, преподавание мало
принесло пользы, если в последующие царствования приходилось
обращаться опять к иностранцам, как единственно сведущим людям.
Из иностранцев наибольшее значение имел талантливый Растрелли,
строивший при Елизавете в господствовавшем стиле барокко Зимний
дворец, Смольный институт и другие здания и образовавший несколько
русских архитекторов.
Прочное основание образованию архитекторов положено основанием
Академии художеств
в 1757 году. Директором её был поставлен архитектор Кокоринов,
который, вместе с выписанным из Парижа преподавателем высшей
архитектуры Ламотом, много содействовал подготовке русских
архитекторов: в течение первых 30-ти лет, в царствование Екатерины
II, Академия выпустила ряд хороших архитекторов.
Но Екатерининская эпоха не может быть названа блестящей по
отношению к архитектуре. Екатерина II предпринимала много
строительных работ, среди которых сооружения, полезные, инженерные,
играют первую роль: гранитная отделка берегов Невы, постройка
портов, городских общественных зданий в провинциях - в силу
потребностей новых установлений. Эти работы исполнялись в
обычном барокко и ложноклассическом стиле частью иностранцами,
частью русскими и не выходили за пределы заурядности. Более
других выдаются: Академия художеств и Таврический дворец в
Санкт-Петербурге, Троицкий собор в Александро-Невской
лавре, дом Пашкова (Румянцевский
музей) в Москве. Эти главные монументальные постройки
прославили имена русских архитекторов: Кокоринова,
Старова, Баженова,
Волкова, Ветошникова.
Архитектура царствования Александра I тоже не отличается блеском.
Наиболее крупные создания: построенный при Александре Казанский
собор в Санкт-Петербурге по проекту Воронихина,
начатый по проекту Витберга и не возведённый храм Спасителя
под Москвой, начатый и почти оконченный по проекту Монферрана
собор Исакиевский в Петербурге - сколки с западноевропейской
архитектуры. При Александре I был открыт новый рассадник строительных
техников - архитектурное
училище при Кремлёвской дворцовой экспедиции, позднее
слившееся с училищем живописи и ваяния в Москве.
Царствованию Николая I принадлежит характерный, так называемый
казарменный стиль, отличающийся однообразными прямыми линиями
и простотой орнамента - стиль тоже западноевропейского происхождения,
культивировавшийся Стасовым, Росси, Штаубертом и др. Одобряя
этот стиль для правительственных сооружений, Николай I высказывал
постоянное желание, чтобы при составлении проектов православных
церквей преимущественно был сохраняем вкус древнего зодчества.
Проводником первоначального, внешне понятного, народного направления
был Тон, и его первым произведением
в этом роде была церковь св. Екатерины в Санкт-Петербурге.
В 1835 году в том же стиле была начата Тоном постройка храма
Спасителя в Москве. Задавшись целью восстановить древнерусское
зодчество, Николай I заботился о сохранении его памятников,
об их реставрации, об их обнародовании и изучении.
Эти меры принесли плоды в царствование Александра II. В области
архитектуры это царствование отличается необычайной жизненностью.
Вместо прежнего, скучного, холодного единообразия появилось
в различных постройках часто удачное применение разнообразных
стилей - византийского (Гримм, Кузьмин, Парланд),
романского (Макаров, Рахау, Гримм), готического (Бернгард,
Гиппиус, Бейне), ренессанса (Китнер, Шретер), Людовика XIV
и XV (Рахау), арабско-мавританского (Бахман, Шапошников, Серебряков),
армяно-грузинского (Гримм). С другой стороны, деятельно продолжалось
и усиливалось более сознательное и верное применение форм
старорусского зодчества.
В последнюю четверть века в старорусском стиле возводится
не только ряд церквей. Этот стиль переносится на здания общественные
(например, музеи Исторический и Политехнический, Ряды, Дума
в Москве, театры, выставочные здания, частные дома Мамонтова,
Лопатина, Щукина, Порховщикова в Москве). Развивается не только
зодчество каменное, но и деревянное. Своим своеобразием и
красотой возродившееся русское зодчество вызывает удивление
и признание иностранцев.
Наша архитектурная русская школа вышла из эпохи слепого и
рабского повторения того, что делали предки. Основываясь на
старинных характерных формах и грациозной орнаментации, лучшие
архитекторы этого направления - Богомолов, Гартман, Горностаевы,
Даль, Монигетти, Резанов, Ропет,
Шервуд и другие - творят новые
сочетания. О жизни русской архитектуры свидетельствует существование
двух архитектурных обществ в Санкт-Петербурге и Москве, издание
архитектурного журнала "Зодчий" и съезды русских
зодчих в 1892 и 1895 годах.
На
следующую страницу
На
предыдущую страницу
|