ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА
МУЗЫКА
Начало русской музыки надлежит искать в глубочайшей доисторической древности, когда музыка выражалась в песне, отождествлявшей все рода поэтического словесного и музыкального творчества. Характерной чертой мотивов старинных народных русских песен является чрезвычайная подробность и сложность музыкального ритма, богатство делений времён такта в каждом мотиве. Черта эта резко отличает русскую песню от западноевропейской и сближает первую с песнями Востока. Другой характерной чертой является трудность, с которой гармонизуется мелодия русской песни, причиной чего является то, что мелодии эти по своему строению родственны с древнегреческими гаммами. Так, например, мелодия песни, звучащей в гамме La min, построена так, что в ней не попадается нота sol dies, то есть, не имеется повышение седьмой ступени, свойственного гамме, принятой Западной Европой и нами вслед за нею.
В музыкально-техническом отношении старинные песни были одноголосные и хоровые, но последние, как у древних греков, арабов и индусов, не представляли собой той хоровой конструкции гармонии, как мы понимаем хоровое пение теперь. Они исполнялись унисоном, или в октаву женских голосов с мужскими. Инструментальное сопровождение являлось существенным элементом некоторых песен медленного движения и необходимой принадлежностью плясовых песен. На инструментальное сопровождение древней русской песни указывают уже сами названия прежних профессиональных народных песен: бандуристы (от бандуры), кобзари (от кобзы), рельники (от рели-лиры), гусляры (от гуслей).
Со времён введения христианства в России рядом с народной музыкой возникла музыка христианская церковная в том виде, как получила её Россия от Греции. Таким образом, церковь сделалась насадительницей другого, не народного типа музыки, состоявшего из монотонного, тягучего, бедного мотивами крюкового пения.
В своём развитии народная русская музыка прошла в различных полосах России через разные влияния. На музыке Великороссии, вследствие монгольского ига, отразилось отчасти влияние Востока, на музыке же Малороссии - влияние Польши и через её посредничество отчасти Запада, что и выразилось в той остроте ритма, которая отличает позднейшую малороссийскую мелодию от великорусской.
Со времён Петра вместе с общим распространением западной культуры начинает сказываться влияние и в области русской музыки. Первоначально пересаженная в Россию целиком (при Петре, Елизавете, Екатерине II) в виде военных оркестров, серенад и маскарадов, позднее дивертисментов и опер, западноевропейская музыка оттеснила музыку чисто русскую в сферу исключительно простого народа. Культурная же Россия начала ограничиваться чуждой музыкой.
Естественным последствием этого было развитие так называемой псевдонародной музыки, созданной русскими музыкантами, воспитавшимися на западноевропейской гармонизации и мелодике и в то же время проникнутыми инстинктивным стремлением к национальной русской музыке. Таковы были Варламов, Гурилёв, Алябьев и другие с их псевдорусскими мелодиями романсов-песен, сделавшихся очень популярными, благодаря простоте и миловидности мелодики. Таков же и Верстовский с его операми дилетантского характера.
Современным самобытным народным направлением русская музыка обязана М. И. Глинке, который своими гениальными произведениями изменил весь строй музыкального творчества в России, создав почву для всего дальнейшего развития как в области мелодики, так - что ещё важнее - и в области гармонизации и ритмики. Толчок, данный Глинкой, был так силён, что за одно полустолетие русская музыка не только получила ярко выраженный национальный характер, но, можно смело сказать, сравнялась в своём поступательном движении с музыкой Западной Европы, начавшей своё развитие на несколько веков ранее.
Ближайшим последователем Глинки явился А. С. Даргомыжский, высоко даровитый творец "Русалки", мелодика и гармония которой, при своей красоте и стройности, блещут истинно народными чертами.
Значительное влияние на дальнейшие успехи русской музыки оказали братья А. и Н. Рубинштейн основанием двух первых русских консерваторий, давших целую плеяду композиторов, соединивших с выдающимся талантом превосходную подготовку и много сделавших для развития мелодических и гармонических форм. Чайковский многими своими симфониями и оперой "Евгений Онегин", Бородин оперой "Князь Игорь", Римский-Корсаков, Мусоргский, Кюи и другие дружно и сильно двинули вперёд великое дело создания самобытной русской музыки, которое завещал им великий Глинка.
На следующую страницу
На предыдущую страницу
|