СЛОВАРЬ: термины и биографии
Карикатуры в России, первоначально представлявшие сатирически-нравственные изображения воздаяния за порочную жизнь, брали мотивы из церковных росписей; светское содержание они получили после того, как в XVII веке в Россию были завезены потешные немецкие листы. Иностранные сюжеты часто переделывали на русский лад. Главная тема карикатур XVIII века - осмеяние неправильного суда: "Шемякин суд", "О Ерше Ершовиче", "Подьячий и смерть", "Суд дворянина с крестьянином". Протест против нововведений Петра Великого выразила политическая карикатура - "Мыши кота погребают", осмеявшая погребение Петра и обычаи, введённые им. Позднее политический смысл этой карикатуры был утрачен. Екатерине II приписывают издание карикатуры "Просьба Кашинскому архиепископу от монахов Калязинского монастыря", имевшей целью подготовить народ к предположенному отобранию монастырских имуществ в казну. Большинство карикатур во второй половине XVIII века выходило с так называемой Ахметьевской фабрики в Москве; карикатуры эти были грубы и не высокого достоинства. Война 1812 года вызвала к деятельности талантливого и оригинального карикатуриста - художника Теребенева, который дал ряд удачных патриотических карикатур. С 1840-х годов карикатуры появляются главным образом в альманахах и в карикатурных журналах. Лучшие издания этого рода были в 40-х годах: "Ералаш" Неваховича и в 60-х "Искра".
В них обращали внимание талантливостью, остроумием и незлобливостью карикатуры Н. А. Степанова. В начале 80-х годов пробовала развиться политическая карикатура в "Фаланге" и "Гуслях", но неудачно. В 90-х годах в карикатурных журналах "Развлечение", "Будильник", "Шут", "Стрекоза", "Осколки" преобладает направление лёгкое эротическое.
На следующую страницу
На предыдущую страницу
|