СЛОВАРЬ: термины и биографии
Полевой, 1) Николай Алексеевич, журналист, критик и беллетрист; род. в 1796 году в Иркутске, где его отец, курский купец, вёл торговлю с Китаем. Благодаря отцу, большому любителю чтения и политики, притом энергичному, Полевой рано пристрастился к чтению книг и, помимо всякого школьного образования, самостоятельным путём обогатил свой ум разносторонними знаниями. Когда в 1820 году отец отправил сына по торговым делам в Москву, талантливый и энергичный самоучка быстро сошёлся с выдающимися литераторами того времени, принимал горячее участие в философских спорах и сам начал изучать философские системы Шеллинга и Кузена. В это время, благодаря влиянию, с одной стороны, произведений французских романтиков (Гюго, Сю, Бальзака), с другой - первых произведений Пушкина, разгоралась всё больше борьба между представителями юного романтизма и старыми защитниками ложноклассической рутины. Полевой, со всем пылом молодой и страстной натуры, стал энергичным защитником юной романтической школы, основал журнал "Московский Телеграф", сразу вызвавший к себе враждебное отношение со стороны старых, чиновных литераторов. Но молодые представители общества и литературы, наоборот, встретили новый журнал с восторгом, и через два года он выходил уже в 2000 экземпляров, - успех по тому времени чрезвычайный, который объяснялся как новизной его направления, так и энциклопедическим содержанием, имевшем тогда большое значение для полуобразованных читателей. В критическом отделе своего журнала Полевой энергично проводил мысль, что до Пушкина не существовало русской литературы, как поэтического творчества (кроме народной, устной словесности); что истинным поэтом можно считать одного Державина; что всё, что считалось русской поэзией, было подражательным сочинительством досужих людей, ничего не имевших общего с истинными поэтами. По теории Полевого поэтическое вдохновение свободно, не терпит связывающих его формул, оно не зависит даже от личности самого поэта, который является лишь его непроизвольным орудием и мучеником собственного вдохновения. И это потому, что истинное произведение поэзии есть органическое выражение в художественной форме "народного духа".
С этой точки зрения не одно произведение ложноклассической поэзии не имело права на существование и внимание, и истинная русская литература началась только с Пушкина, панегиристом которого Полевой и явился. С этой точки зрения Полевой критически отнёсся даже к "Истории государства российского" Карамзина, доказывая, что в ней истинная "народность" принесена в жертву идее "государственности" и сам сделал попытку написать именно "Историю российского народа", а не только "государства". Вообще Полевым было внесено в русскую литературу много смелых и светлых по тому времени идей, но, благодаря отчасти страстности своей натуры, отчасти неясности своих теоретических воззрений, Полевой не удержался до конца на высоте своего положения. После 10-ти летнего блестящего существования "Телеграф" был запрещён - благодаря тем узким, "квасным" (как называл Полевой) патриотам, которых уже давно раздражала его смелая критика. С падением "Телеграфа" пал и сам Полевой. В увлечении борьбой Полевой часто терял чувство меры, чутьё и доводил своё положение до крайней односторонности. Так, с точки зрения своего романтизма, он не смог оценить Гоголя и вообще появления натуральной школы. Рьяным противником Полевого явился другой критик, Надеждин, доказывающий в своём журнале "Телескоп", что романтизм Полевого не даёт ничего определённого, что понятие "народности" совершенно неясно, и что Полевой является таким же рабом условной формы, как и сторонники ложноклассицизма. Молодое поколение охладело к Полевому. Оно ставило уже другие вопросы критике, ответить на которые суждено было Белинскому, который хоть и был противником Полевого, но, тем не менее, очень многим в развитии своих взглядов был обязан именно ему. В конце своей жизни Полевой занялся литературой почти исключительно ради добывания средств существования. Он писал драматические пьесы, повести, участвовал в той самой прессе Греча и Булгарина, с которой прежде так энергично сражался. Из его сочинений, кроме критических статей, известны: "История русского народа", "История Петра Великого"; романы и повести: "Абадонна", "Клятва при гробе Господнем", "Мечты и жизнь"; драмы: "Уголино", "Параша-сибирячка". Умер в 1846 году.
2) Ксенофонт Алексеевич, писатель, издатель и переводчик; родился в Иркутске в 1801 году; участвовал в издаваемом его братом Николаем Полевым (см. предыдущего) "Московском Телеграфе", в библиографическом отделе. С 1834 года редактировал "Живописное обозрение" и занимался книгоиздательством. После переезда в Петербург участвовал в "Отечественных Записках" и "Северной Пчеле", а с 1856 года издавал иллюстрированный журнал "Живописная Библиотека". Из переводных и самостоятельных работ Полевого наибольшего внимания заслуживают: Кине, "Новая Греция"; "Записки Наполеона"; "Сочинения Ломоносова"; "Путешествие Мормона, герцога Рагузского", "Записки герцогини Абрамтес", "О жизни и сочинениях Н. Полевого".
3) Пётр Николаевич, писатель и исследователь русской старины; родился в 1839 году в Санкт-Петербурге; воспитывался в гимназии и университете, который окончил в 1861 году по историко-филологическому факультету. В университете Полевой изучал наречия и памятники народной славянской и германской поэзии. В 1861 году он получил место учителя русского языка и словесности в Аракчеевском кадетском корпусе близ Новгорода и в этой глуши написал магистерскую диссертацию. В 1864 году Полевой поступил приват-доцентом в петербургский университет, впоследствии был назначен во вновь открывшийся новороссийский университет, а затем переведён в варшавский. В 1871 году он вышел в отставку и посвятил себя литературной и издательской деятельности. Большим успехом пользовались в 70-х годах его иллюстрированные издания: "Народные русские сказки", "Родные отголоски" и, в особенности, "История русской литературы в очерках и биографиях" (1883), предназначенная для популярного чтения. С этих пор Полевой всё более стал отдаваться изучению русской истории, результатом чего явилось сочинение: "Очерки русской истории в памятниках быта" (1879). С эпохой XVII века он стал знакомить читающую публику в ряде исторических романов и повестей, которые хотя и не могут претендовать на большую художественность, но по живости и гладкости изложения, по основательному знакомству с изображаемой эпохой представляют значительный интерес ("Братья-соперники" и др., преимущественно в "Ниве").
На следующую страницу
На предыдущую страницу
|