Студия «Vitart»Первый том — Истории Российской империи Второй том — История русской культуры
Один из гербов Российской империи

ГЛАВНАЯ — здесь ОГЛАВЛЕНИЕ

Краткая история русской литературы:

Народная поэзия
Литература древнего периода
Литература под югозападным влиянием
Литература петровской эпохи
Литература 18-го и начала 19-го века
Литература пушкинского периода
Литература 1840-х годов
Литература 1850-х годов
Литература 1860, 1870-х годов
Литература 1880, 1890-х годов

Краткая история русского искусства:

Архитектура
Живопись
Музыка
Скульптура
Театр


 

СЛОВАРЬ: термины и биографии

Румянцевский музей в Москве. Основателем его считается государственный канцлер граф Николай Петрович Румянцев. Большой любитель и знаток русских древностей и старины, Румянцев составил у себя ценное собрание книг, рукописей и других коллекций (нумизматических, исторических, минералогических и небольшую этнографическую). Это богатое и образцово подобранное собрание книг и коллекций Румянцев хотел открыть для общественного пользования, как частное учреждение, но умер, не оставив никакого распоряжения. Исполнителем этого намерения явился его брат С. П. Румянцев, передавший музей правительству в 1828 году. Музей был назван Румянцевским.
Первым библиотекарем Румянцевского музея был назначен Востоков, составивший известное "Описание рукописей Румянцевского музея". Музей помещался в Санкт-Петербурге, на Английской набережной. Для публики он был открыт только через два года. Развитие Императорской публичной библиотеки привело к мысли перевести Румянцевский музей в Москву, давно нуждавшуюся в подобном учреждении, что и было исполнено в 1861 году, причём Румянцевский музей был соединён с вновь учреждавшимся Московским публичным музеем.
Новое учреждение получило официальное наименование "Московского публичного и Румянцевского музеев" и было первоначально (1862) причислено к министерству народного просвещения. С 1867 года управление музеем было возложено на особого директора, действительного тайного советника В. А. Дашкова. С перенесением Румянцевского музея в Москву началось быстрое обогащение его новыми приобретениями и расширение деятельности. К концу XIX века главными составными частями музея были:
1) Библиотека (публичная). Кроме собственно Румянцевской библиотеки, содержащей более 28.000 томов, в неё вошли дублеты Императорской публичной библиотеки (до 40.000 томов) и излишние книги из Эрмитажной библиотеки, многие крупные библиотеки частных лиц, например, Норова, императрицы Александры Фёдоровны, В. Н. Панина и др. Сверх того, библиотека, подобно Императорской публичной, пользовалась правом бесплатного получения по одному экземпляру всех выходящих в России печатных изданий. К концу века в ней насчитывалось до полумиллиона томов.
2) Отдел рукописей и славянских старопечатных книг. К основному фонду, собранию рукописей графа Румянцева, со временем были присоединены собрания В. М. Ундольского, И. Д. Беляева, П. И. Севастьянова, собрание масонских рукописей графа Ланского и профессора Ешевского, собрание рукописей А. С. Пушкина, А. Н. Островского, художника А. А. Иванова, неизданные рукописи Джордано Бруно и пр. Всего насчитывалось до 5.000 рукописей, 2.500 старопечатных книг и 900 иностранных рукописей. Древнейшая датированная русская рукопись - Архангельское евангелие 1092 года.
3) Дашковский этнографический музей, пожертвованный В. А. Дашковым в 1867 году, - единственное в России богатое собрание материалов по отечественной этнографии, состоящее из 272 исполненных русскими художниками манекенов, и небольшое собрание по иностранной этнографии.
Менее замечательны остальные отделы музея:
4) Отделение изящных искусств и классических древностей (около 500 картин и этюдов русских художников и копий с картин иностранных, - самая замечательная: "Явление Христа народу" А. А. Иванова); небольшой скульптурный отдел, небольшое гравёрное отделение, нумизматический кабинет, Долгоруковский зал, заключающий пожертвованное князем В. А. Долгоруковым собрание предметов, поднесённых ему в дни его юбилеев. 5) Отделение доисторических, христианских и русских древностей, главную часть которого составляют христианские древности с большим собранием икон. 6) Дашковское собрание изображений русских деятелей (более 300 портретов). 7) Минералогический кабинет.

На следующую страницу 

 На предыдущую страницу

Студия «Vitart»