Студия «Vitart»Первый том — Истории Российской империи Второй том — История русской культуры
Один из гербов Российской империи

ГЛАВНАЯ — здесь ОГЛАВЛЕНИЕ

Краткая история русской литературы:

Народная поэзия
Литература древнего периода
Литература под югозападным влиянием
Литература петровской эпохи
Литература 18-го и начала 19-го века
Литература пушкинского периода
Литература 1840-х годов
Литература 1850-х годов
Литература 1860, 1870-х годов
Литература 1880, 1890-х годов

Краткая история русского искусства:

Архитектура
Живопись
Музыка
Скульптура
Театр


 

СЛОВАРЬ: термины и биографии

Успенский Глеб ИвановичУспенский, 1) Глеб Иванович, известный беллетрист; род. в 1840 году в Туле, где отец его был секретарём казённой палаты; учился в местной, затем в черниговской гимназии с 1856-го до 1861-го года. Поступив сначала в петербургский университет, Успенский перешёл затем в московский, но вышел из него, не окончив курса. Детство и ранняя юность Успенского прошли в самой неблагоприятной обстановке. Уже с самых юных лет нервный и болезненно-чуткий ко всякой неправде и несправедливости, он должен был потратить много душевных сил, чтобы не поддаться влиянию окружающей среды и найти выход своим духовным стремлениям.
В литературе Успенский выступил в 1866 году в "Современнике" рядом очерков, под заглавием "Нравы Растеряевой улицы", посвящённых типам жалкой провинциальной разночинской бедноты, изображение которой в то время в литературе считалось почти новостью. Благодаря яркому дарованию автора, умевшего под внешней формой комизма передавать самые интимные драмы из жизни своих героев, он скоро обратил на себя общее внимание. С 1868 года, после закрытия "Современника", Успенский становится одним из самых видных сотрудников обновлённых Некрасовым "Отечественных Записок", вплоть до прекращения их в 1884 году. Здесь были помещены как самые крупные и выдающиеся его беллетристические работы, так и многие публицистические очерки.
После "Нравов Растеряевой улицы" им был начат ряд очерков, под общим названием "Разоренье" ("Наблюдения одного лентяя", "Тише воды - ниже травы" и др.), в которых он от изображения тёмного мещанского люда переходит к типам разночинной интеллигенции, исполненной горячих, но бесплодных, в силу провинциальности, воспитанной в крепостничестве косности, стремлений служить народному благу. Особенно характерными, в сопоставлении с этими "неумелыми", "развинченными" героями, являются здесь типы протестанта рабочего Михаила Ивановича и Парамона - юродивого.
В 1871 году Успенский два раза ездил за границу, а в 1876 году, посетив Сербию, написал ряд писем публицистического характера. По возвращении на родину, под влиянием появившихся в некоторой части общества "народнических" стремлений, Успенский поселяется в Самарской губернии в качестве заведующего сельской ссудно-сберегательной кассой. Это даёт ему богатый материал из крестьянской жизни, которой он посвятил затем всё своё внимание, путешествуя по деревенским захолустьям, как в центре России, так и по окраинам. Результатом этих наблюдений явился ряд чрезвычайно живых, разнообразных очерков, пересыпанных публицистическими рассуждениями, касающихся прошедших и будущих судеб русского крестьянства и его неустройства ("Люди и нравы современной деревни", "Деревенская неурядица" и пр.). Особенно характерным произведением этого периода деятельности Успенского является "Власть земли", - ряд блестящих беллетристических характеристик и остроумных рассуждений о значении для крестьянской массы земледельческого труда, которым исключительно обуславливаются все её понятия и представления, все инстинкты, симпатии и антипатии, как хорошие, так и дурные, "зверские" наклонности и привычки крестьянина. Здесь вполне отразились те реалистичные взгляды и понятия 60-х годов, в которых воспитывался Успенский, а именно, воздействию внешних физических условий придавалось настолько определяющее значение, что жизнь и личность крестьянина, его общинные порядки и своеобразные правовые воззрения прямо приравнивались к зоологическому типу пчелиного улья, муравейника и т.д.
Деятельность Успенского, неуравновешенная и порывистая, в период 80-х годов достигает крайнего напряжения. Его настолько поглощают судьбы и интересы крестьянства, что он не пропускает без внимания и отклика ни одного мало-мальски значительного и характерного явления в этой сфере. "Мужицкая" злоба дня поглощает его до того, что он незаметно всё больше суживает свои художественные приёмы, больше предаваясь рассуждениям. Теперь Успенский пользуется беллетристической формой только как иллюстрацией и, в конце концов, почти превращается в публициста, этнографа и статистика, делясь с читателями тотчас же всеми, только что пережитыми впечатлениями. Такая крайняя нервно-напряжённая и плодовитая деятельность с одной стороны сказалась неблагоприятно на художественной форме его произведений, всё более начинавших представлять лишь сырой материал, с другой, - отразилась настолько печально на его здоровье, что он оказался вынужденным прекратить литературную работу.
Среди представителей молодой беллетристической школы 60-х годов Глеб Успенский занимает одно из самых видных мест. Отличаясь, как по приёмам творчества, так и по мировоззрению, от представителей литературы 40-х годов, обладая вместе с тем аналитическим складом ума, Успенский может быть назван истинным сыном своего времени, - странного, хаотического, нервного периода "перелома" во всей общественной и народной жизни, который следовал непосредственно за освобождением. В произведениях Успенского одинаково сказалась как эта нервная хаотичность жизни, вся "неурядица", которая неизменно сопутствует таким периодам, так и муки от сознания этого хаоса и неурядицы, рождающих столько нелепых, ненужных страданий, - наконец, страстная жажда скорейшего "упорядочения" жизни, той желанной "гармонии", которая установилась бы на место этого трагического хаоса. Вся его напряжённая деятельность тесно связана с этим периодом и вряд ли может быть вполне понята без этой связи: ею объясняются как достоинства, так и все недостатки его литературной деятельности. Благодаря чуткости, с которой относился Успенский ко всем диссонансам переходной эпохи, он сделался в начале 80-х годов одним из наиболее популярных писателей.

2) Николай Васильевич, беллетрист, двоюродный брат предыдущего; род. в 1837 году в Тульской губернии, где отец его был сельским священником. Успенский воспитывался в тульской семинарии, откуда поступил сначала в медико-хирургическую академию, а затем перешёл в петербургский университет, но курса в нём не окончил. В 1857 году в "Современнике" появился целый ряд его маленьких рассказов из народного быта, обративших на него внимание критики и читателей, благодаря контрасту с сентиментальными рассказами из этого же быта писателей старой школы 40-х годов. Рассказы Успенского действительно отличаются наблюдательностью и талантливостью, но поверхностное и легкомысленное отношение к затрагиваемым явлениям, отсутствие в авторе всякой глубины чувства и какого-либо мировоззрения скоро показали всю его несостоятельность, как серьёзного бытописателя и художника. После нескольких удачных очерков ("Поросёнок", "Брусилов" и др.) он скоро впал в шарж и карикатуры, вышучивая такого рода жизненные явления, которые заслуживают совсем другого отношения. Хотя впоследствии Успенский и делал попытки более серьёзно отнестись к своим работам, но они не были удачны. Сочинения его выходили несколькими изданиями. Успенский кончил жизнь самоубийством 26 октября 1889 года вследствие крайней нищеты и беспорядочной жизни.

На следующую страницу 

 На предыдущую страницу

Студия «Vitart»