СЛОВАРЬ: термины и биографии
Брюлловы, род русских художников. Происхождение этой фамилии следует искать до XVII века во Франции, где протестанты Брюло (Brullo) жили, терпя притеснения духовенства до уничтожения Нантского эдикта, но затем не могли уже оставаться на родине и переселились в Люнебург. Оттуда, уже в 1773 году, орнаментный скульптор Георг Брюло приехал в Санкт-Петербург, чтобы определиться на фарфоровый завод, и с ним его внук, Пауль Брюло, впоследствии академик скульптуры и отец известных художников Карла и Александра Павловичей Брюлловых.
1) Александр Павлович, заслуженный профессор архитектуры, родился в Петербурге в 1798 году, воспитывался в Академии Художеств, умер в 1877 году. Им выстроены: Михайловский театр, Пулковская обсерватория, Главный штаб в Санкт-Петербурге и др.
2) Фёдор Павлович, брат предыдущего, академик по части исторической живописи. Жанр его - по преимуществу церковная и стенная живопись. Из известных картин: "Спаситель в темнице"; в академической церкви - "Архангелы" на боковых дверях иконостаса; в Парголовской церкви - весь иконостас.
3) Карл Павлович Брюллов, третий сын Павла Брюллова и его второй супруги, Марии Шредер; академик орнаментной скульптуры; родился в 1799 году. С ранних лет он начал обнаруживать большие успехи в рисовании, и уже в 8 лет был принят в Академию Художеств на казённый счёт.
В 1821 году Карл Брюллов получил золотую медаль за картину "Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского" и право на отправку за границу на казённый счет. Но в том же году состоялось постановление, чтобы молодые художники были отправляемы за границу лишь спустя три года по окончании ими курса в академии. Общество поощрения художников пришло на помощь Брюллову, постановив, не ожидая истечения трехлетнего срока, послать его на свой счёт за границу, что и было сделано в 1822 году. По Высочайшему повелению он должен был изменить свою фамилию Брюлло на Брюллова.
Посланный в 1822 году вместе с братом своим, Александром, в Италию, он занялся копиями с Рафаэля и написал знаменитую картину "Последний день Помпеи" по заказу А. Демидова. В Италии эта картина произвела большое впечатление. Потом она была выставлена в Париже, где её приняли, хотя и с меньшим восторгом, но всё же с большим одобрением. Гравёр Жирар исполнил в Париже с картины Брюллова большую гравюру. Благодаря гравюре, картина Брюллова получила широкую известность. В Россию эта картина прибыла в 1834 году. По исторической живописи Брюллов, кроме "Последнего дня Помпеи", написал еще "Смерть Инессы де Кастро" и "Осаду Пскова" (оставшуюся только начатою). Брюллов умер близ Рима в 1852 году.
4) Иван Павлович, младший брат предыдущих, принятый в Академию Художеств в 1830 году; в 16 лет удивлял своих учителей и соучеников ранним развитием гениальных способностей в композиции рисования и вообще, но в 1834 году, 20-ти лет от роду, он умер от сухотки, оставив только много альбомных рисунков, не менее ценных, как и рисунки его брата, Карла.
5) Павел Александрович, пейзажист, классный художник по архитектуре (с 1874 года), сын профессора архитектуры Александра Павловича Брюллова (см. выше), родился в 1840 году, окончил курс в Петербургском университете кандидатом физико-математического факультета в 1863 году. Первое его произведение по живописи появилось на академической выставке в 1870 году и было удостоено большой поощрительной медали. С 1872 года экспонировался на выставках товарищества передвижных выставок. Лучшие работы его: "Весна" (собственность П. М. Третьякова), "Прошлое лето", "Аллея" (собственность Его Императорского Величества Великого Князя Владимира Александровича), "После работы" - выставлена на всемирной выставке в Лондоне в 1872 году, портрет В. А. Брюллова и др.
На следующую страницу
На предыдущую страницу
|