Студия «Vitart»Первый том — Истории Российской империи Второй том — История русской культуры
Один из гербов Российской империи

ГЛАВНАЯ — здесь ОГЛАВЛЕНИЕ

Краткая история русской литературы:

Народная поэзия
Литература древнего периода
Литература под югозападным влиянием
Литература петровской эпохи
Литература 18-го и начала 19-го века
Литература пушкинского периода
Литература 1840-х годов
Литература 1850-х годов
Литература 1860, 1870-х годов
Литература 1880, 1890-х годов

Краткая история русского искусства:

Архитектура
Живопись
Музыка
Скульптура
Театр


 

СЛОВАРЬ: термины и биографии

Мочалов Павел Степанович, знаменитый трагикМочалов, Павел Степанович, знаменитый трагик (1800 - 1848), сын бывшего дворового человека помещика Демидова. Учился в пансионе, одно время состоял слушателем московского университета. С детства сцена неудержимо привлекала Мочалова. 17-ти лет от роду он с исключительным успехом дебютировал в Москве в роли "Полиника" ("Эдип в Афинах" Озерова).
За тридцать лет своего служения на московской сцене Мочалову пришлось выступать в самых разнообразных ролях, не исключая и ролей в водевилях с пением. Он часто играл в комедиях князя Шаховского ("Аристофан", "Пустодомы", "Урок женатым"), исполнял Альмавиву в "Севильском Цирюльнике", Чацкого в "Горе от ума", но большого впечатления не производил и своей игрой в комедиях всегда был недоволен. В мещанской драме Мочалов пользовался огромным успехом.
Его лучшие роли были Альфред Жермани ("Тридцать лет или жизнь игрока"), граф д'Обервиль ("Графиня д'Обервиль") и в особенности Мейнау ("Ненависть к людям и раскаяние", Коцебу). Из пьес русского репертуара Мочалов выступал в драмах Ободовского, Полевого и Кукольника. Гений Мочалова проявился во всю свою мощь в трагедиях Шиллера и Шекспира. В пьесах Шиллера Мочалов играл Дон-Карлоса, Карла и Франца ("Разбойники"), Фердинанда и Миллера ("Коварство и Любовь"), Мортимера ("Мария Стюарт"), в пьесах Шекспира - Отелло, Ричарда III, Лира, Ромео, Кориолана и Гамлета. Исполнение им роли Гамлета было выдающимся событием в истории русского театра. Он приводил в восторг всех, кто его видел в этой роли. Мочалов переделал меланхолического, слабовольного датского принца в человека исключительной энергии, огненного темперамента и чуть ли не титанической силы. Его игра была чересчур субъективна. "Мочалов играл свою собственную душу" - писал Аполлон Григорьев несколько лет спустя после Белинского, давшего яркое описание игры артиста в статье "Гамлет, драма Шекспира и Мочалов в роли Гамлета". Современники в один голос характеризуют Мочалова как артиста "Божьей милостью". Он рос и работал без всякой школы. Упорный, систематический труд, постоянное изучение ролей, которыми так много занимался соперник Мочалова по сцене В. А. Каратыгин, были ему чужды. Он был рабом своего вдохновения, художественного порыва, творческого наития. Когда его оставляло настроение, он был посредственным артистом, с манерами провинциального трагика; его игра была неровна, на него нельзя было "положиться"; часто во всей пьесе он хорош был только в одной сцене, в одном монологе, даже в одной фразе. Гений Мочалова не опирался, как у Каратыгина, на образование. Все попытки друзей артиста, например, Сергея Аксакова, содействовать развитию Мочалова, ввести его в литературные кружки ни к чему не привели. Замкнутый, застенчивый, неудачник в семейной жизни, Мочалов убегал от своих аристократических, образованных поклонников в студенческую компанию или запивал своё горе в трактире, со случайными собутыльниками. Всю жизнь он прожил "гулякой праздным", не создал школы и был положен в могилу с эпитафией: "безумный друг Шекспира".

На следующую страницу 

 На предыдущую страницу

Студия «Vitart»