СЛОВАРЬ: термины и биографии
Писарев, Дмитрий Иванович, критик; родился в 1840 году в родовом селе Знаменском, на границе Орловской и Тульской губерний; до 11 лет рос в семье единственным любимым сыном; к 4 годам бегло читал и говорил по-французски; сношения с крепостными были пресечены. Во время ученья в гимназии (в Санкт-Петербурге), жил и воспитывался у дяди в барской обстановке; в 16 лет окончил курс с медалью, но с посредственными знаниями и невысоким умственным развитием. Русские писатели были известны ему только по именам. Литературное образование в университете поначалу также мало двигалось вперёд.
На третьем курсе Писарев начинает вести в журнале для девиц "Рассвет" библиографический отдел. Университет оставляется с этих пор совершенно в стороне. Летом 1859 года разыгралась романтическая драма, глубоко потрясшая Писарева - несчастливая любовь к двоюродной сестре. Родственники не сочувствовали этой страсти. Страдание сделало для идейного движения Писарева гораздо больше, чем его книжные опыты. Он начал строить "теорию эгоизма". Вчерашняя "овца" почувствовала себя "Прометеем". В припадке мании величия Писарев взялся изучать Гомера с целью доказать одну из своих "титанических идей". Мания окончилась умственным недугом, и Писарева поместили в психиатрическую больницу. Два раза он покушался на самоубийство. Писарева увезли в деревню, где его здоровье восстановилось, но осталась привычка к самым решительным толкованиям и действиям. Этот кризис показал, что в его жизни нет истории нравственного мира, а есть ряд взрывов, отражающихся на идейном процессе писателя.
Весной 1861 года Писарев кончил университет, получил серебряную медаль и начал сотрудничать в консервативном "Русском Слове". Беззаботно и весело Писарев поставил в год до 50 печатных листов, но весной 1862 года подвергся преследованию за статью, напечатанную в подпольном журнале, был посажен в крепость и оставался в заключении более 4-х лет. Его писательство не прекратилось, а, наоборот, развивалось ещё энергичнее, так как было единственным развлечением заключённого. Характерная статья этого периода - "Базаров". Писарев не согласен с Базаровым Тургенева, будто человек осуждён жить исключительно в "мастерской": "работнику надо и отдохнуть", "нельзя отрицать совершенно произвольно ту или другую естественную и действительно существующую в человеке потребность". При этом Писарев восхищается автором романа, а, обсуждая взаимные отношения личности и среды, Писарев решающей силой считает среду, общество. Отсюда -интерес к типам, в которых воплощены люди мелкие и бессильные: они - иллюстрация общественной атмосферы.
Перемена атмосферы во взглядах самого Писарева чувствуется со статьи: "Цветы невинного юмора". Он резко ставит вопрос о роли естествознания, которое считает теперь "самой животрепещущей потребностью общества", а популяризацию естественных наук - важнейшим назначением "мыслящих людей". В следующей статье: "Мотивы русской драмы" призывает молодёжь проникнуться "уважением и пламенной любовью к распластанной лягушке". Тут-то именно, в самой лягушке, и заключается спасение и обновление русского народа.
Новое миросозерцание раскрывается в статье "Реалисты". Реалистов, типа Базарова, он противопоставляет "эстетикам". Главная идея - полезности, т.е. того, что нужно. А нужны, прежде всего, пища и одежды; всё остальное - "потребность вздорная". А все вздорные потребности можно объединить одним понятием: эстетика. Писарев беспрестанно ставит дилемму: или "накормить голодных людей", или "наслаждаться чудесами искусства". Статьи о Пушкине - крайнее выражение писаревской критики. Здесь он порвал даже с Чернышевским, автором "Эстетических отношений искусства к действительности", который и снабдил Писарева всеми идеями, направленными против эстетики.
Чернышевский, при всём своём реализме, признавал Пушкина и высоко ценил статьи Белинского о нём. Писарев ничего не говорит в печати об этом "преступлении" Чернышевского, но полагается больше на авторитет литературного Базарова, который приписывал Пушкину чувства и мысли, которых тот и не говорил. То же делает и сам Писарев. Отождествляя Пушкина с его героем, Евгением Онегиным, он упрекает поэта за то, за что можно упрекнуть Евгения Онегина. Другая черта Писарева в этом периоде его деятельности - крайний культ личности, идущий совершенно вразрез с прежними идеями Писарева о всемогуществе среды. Воспитание личной самостоятельности, личного достоинства и энергии - новый основной принцип Писарева, который требует от воспитателей уважения к личности ребёнка и предлагает образцовую программу для гимназии и университета на основе контовской классификации наук. Так, например, он предлагает отменить в университетах деление на факультеты. Фантастичность и неосуществимость этих проектов ясна с первого взгляда. Простота и схематичность мысли очаровывали Писарева, а сложные явления в жизни и психологии одинаково ускользали от его проницательности.
По выходе из крепости, в 1866 году, Писарев обнаружил явное истощение сил. Статьи 1867 и 1868 годов бледны и безличны. Он ограничивается красноречивым изложением содержания разбираемых произведений.
Смерть застигла Писарева в полном расцвете лет, но едва ли в расцвете сил. Он утонул в море в июле 1868 года. Писарев мгновенно и ярко загорелся и также быстро погас. Это был взрыв юношеской протестующей энергии, героический размах разрушительной силы, испытывавшей несказанное наслаждение в самом процессе разрушения. Несомненно, и такая энергия могла принести пользу обществу, большинство которого только что просыпалось к самостоятельной духовной жизни. В это время был ценен всякий убеждённый призыв к личности, во имя человеческого достоинства. И Писарев был одним из самых отважных представителей стихийного движения 60-х годов. Неприкосновенный капитал, завещанный Писаревым - идеи о прогрессе, о воспитании, о личности - не принадлежал ему даже в его время. Павленков издал 12 томов сочинений Писарева, за исключением 2-х последних, ещё при его жизни.
На следующую страницу
На предыдущую страницу
|