СЛОВАРЬ: термины и биографии
Тон, Константин Андреевич, архитектор; род. в 1794 году, сын золотых дел мастера; в 1803 году поступил в училище при Академии Художеств. По окончании курса в 1815 году, Тон был оставлен пенсионером и в 1818 году отправлен за границу, в Италию. Здесь, занимаясь изучением языческих и христианских памятников древнего Рима по уцелевшим образцам и остаткам, добытым раскопками, а также по сочинениям древних писателей, Тон работал над проектом храма в форме древней базилики, но с приспособлением к богослужению восточной церкви и с наружным видом греческих храмов; здесь же исполнил несколько реставраций классических развалин, дворца цезарей на Палатинском холме, которые выдвинули Тона как талантливого и учёного художника. За последнюю реставрацию Тон был признан почётным членом римской археологической академии, а императором Николаем I пожалован в архитекторы Кабинета Его Величества.
По возвращении, Тону была поручена в 1832 году перестройка Академии Художеств, установившая за ним репутацию находчивого и искусного строителя-техника. В 1833 году Тон получил звание профессора и около того же времени начал преподавание в Академии. В 1835 году император Николай I поручил Тону составление проекта в византийско-русском стиле храма Христа Спасителя, и в 1837 году - проекта большого кремлёвского дворца в Москве. Не ограничиваясь сложными работами по возведению этих сложных монументальных сооружений, Тон продолжал энергично работать над составлением и исполнением всевозможных проектов церквей, железнодорожных станций, казарм, сельских домов для казённых крестьян, обывательских домов и т.п. Из этих построек наиболее важны: церковь Благовещения и Введения в Санкт-Петербурге, Михаила Архангела в Коломне, малый кремлёвский дворец в Москве. Часть проектов издана Тоном в "Проектах церквей" 1838 года, дополненных в 1844 году; в "Нормальных чертежах на постройку крестьянских домов в казённых селениях" 1840 года; в "Практических чертежах по устройству церкви Введения в Спб. - ге". Умер Тон в 1881 году. Постройки Тона отличаются некоторой бледностью, холодностью и не производят художественного впечатления; тем не менее, Тон оставил заметный след в области русской архитектуры, как практический строитель, сочинивший и исполнивший массу проектов и стоявший на высоте специальных знаний, как педагог, воспитавший несколько поколений архитекторов, как новатор, давший сильный толчок к повороту архитектуры на путь национальности. Тон был главным представителем официальной народности в архитектуре николаевского времени, добросовестным и усердным, но не одарённым творческим чутьём создателем национального стиля, имеющего сходство с древним русским зодчеством только во внешних подробностях. Воспитанный на классической архитектуре, изощрившийся на реставрации древних языческих храмах Рима, Тон не мог сразу отрешиться от принципов, усвоенных во время пребывания за границей, и создать чистый тип русской церкви. В его постройках, сочинённых в русском стиле, постоянно встречаются мотивы чисто классического характера.
На следующую страницу
На предыдущую страницу
|