СЛОВАРЬ: термины и биографии
Комедия, драматическое произведение, в котором изображаются житейские столкновения, обнаруживающие несоответствие проявления идей с нашими представлениями об этих идеях. Несоответствие вызывает смех и разрешается благополучно. В среде русского народа никогда не иссякал живой источник юмора, создавшего "скоморошное художество", кукольную комедию, малорусский и белорусский вертеп и великорусский раёк. Но аскетическое направление старо- и среднерусской культуры не уживалось с народной потехой, строго осуждая его как "поганство" и "бесовские игрища", и тем задерживало развитие драматического творчества вообще и комедии в частности. Развитие самобытной русской комедии встречало упорное противодействие в неблагоприятных исторических условиях, и первые точки опоры русская комедия нашла на чуждой, занесённой с Запада почве.
В половине XVII века в южную Русь через Польшу проникает иезуитская школьная драма и водворяется в киевской академии, тогдашнем жизненном нерве южной Руси. Формы безжизненной мистерии и нравоучительной аллегории, в которые была облечена пришельческая драма, были чужды народному характеру, и живая кипучая действительность окружающей жизни не замедлила вторгнуться в эту сухую среду и рассыпаться яркими блёстками народного юмора в комических интермедиях. Таковы интерлюдии Георгия Конисского, воспроизводящие народные сказки и анекдоты, и трагикомедия Феофана Прокоповича "Владимир", представляющая совмещение психологической драмы с сатирической комедией.
Немногие и несложные мистериальные обряды, заимствованные православной церковью из Византии (пещное действо, хождение на осляти), не получили широкого развития и вскоре совершенно заглохли, не соответствуя характеру русской жизни. Со второй половины XVIII века киевская академия постепенно утрачивает свое значение, южнорусская литература сливается с великорусской, и роль руководителя народного умственного развития выпадает на долю вновь основанного московского университета. Но западная наука и культура и здесь временно подавила самостоятельные проявления русской жизни в литературе.
Даже лучшие комедии этого направления - Сумарокова: "Опекун", "Лихоимец", "Трессотиниус" и Княжнина: "Хвастун" и "Чудаки", при всей своей смехотворной остроте, поражают бедностью содержания, несообразностью ситуации, нерусскими воззрениями и нравами. Медленно освобождалась русская комедия от иностранного влияния. Она вступает на самобытный путь в Екатерининскую эпоху. Комедии самой великой императрицы ("О, время!", "Именины госпожи Ворчалкиной", "Недоразумения", "Вестников с семьёй") и Фон-Визина "Бригадир" и "Недоросль" осмеивают явления русской жизни, но ещё очень сильно напоминают французскую школу. Тот же отпечаток французского влияния носят все лучшие произведения русской комической литературы: "Ябеда" Капниста, "Урок дочкам" и "Модная лавка" И. А. Крылова и прекрасная сатирическая комедия Грибоедова "Горе от ума".
Бессмертная реалистическая комедия Гоголя "Ревизор", впервые поставленная на петербургской сцене в апреле 1836 года, открыла собой эпоху свободного и самостоятельного развития русской реалистической комедии. Самым полным и блестящим выражением этого нового направления являются комедии Островского: "Свои люди - сочтёмся", "Не в свои сани не садись", "Бедность не порок", "Не так живи, как хочется", "Бешеные деньги", "Доходное место", захватывающие всю ширь русской жизни во всём пёстром разнообразии её пороков и недостатков, от грубых видов нравственной порчи до полного нравственного ничтожества и разложения.
На следующую страницу
На предыдущую страницу
|