СЛОВАРЬ: термины и биографии
Крылов, 1) Иван Андреевич, великий русский баснописец, родился в 1768 году в Москве, раннее детство провёл в Оренбурге, затем жил в Твери. Живой интерес к литературе, рано пробудившийся в душе Крылова под влиянием чтения, побудил его на 15-м году написать своё первое произведение - оперу "Кофейница". Крайняя бедность с детства преследовала поэта и принудила его очень рано принять весьма скромное место мелкого чиновника в тверском магистрате, затем в петербургской казённой палате и в кабинете Государыни. Свободное от службы время Крылов посвящал литературным занятиям и пристрастился к театру.
Знакомство с Княжниным и Дмитревским помогло Крылову вступить на поприще журналистики, и с 1789 года начинается первый период его литературной деятельности - издание журналов "Почта духов", "Зритель" и "Санкт-Петербургский Меркурий". Уже в этих первых опытах запечатлелись глубокий сатирический талант, тонкая наблюдательность и мастерский слог, характеризующие будущего баснописца. В 1793 году Крылов покинул журналистику и возвратился к театру, и до 1807 года его деятельность имела почти исключительно характер сценического авторства под значительным влиянием французских образцов. К этому второму периоду относятся комедии "Бешеная семья", "Проказники", "Сочинитель в прихожей", "Триумф", "Пирог", "Модная лавка", "Урок дочкам" и опера "Илья-богатырь". С 1808 года Крылов безвыездно в Петербурге и служит сначала при Монетном дворе, затем в Императорской Публичной библиотеке. С этим временем совпадает третий и последний период литературной деятельности Крылова.
Его талант вполне созрел, и автор осознал своё истинное призвание. В 1809 году появилось первое издание басен Крылова, и с тех пор до его смерти, последовавшей в 1844 году, они служили одним из лучших украшений русской периодической литературы, представляя собой беспримерное явление в русской словесности и редкое - в европейской. Крылов первый после Лафонтена возвысил обе части басни - рассказ и мысль, лежащую в его основе, или мораль, до поэтической красоты. Содержание его басен отличается не меньшими достоинствами, чем их построение. Даже в заимствованное содержание он умел вдохнуть русскую жизнь во всех её особенностях, облекая свои творения в изящную форму простой и живой народной речи. Действуя в одно время с Карамзиным и Жуковским, он представлял им противовес. Не разделяя археологических стремлений Шишкова, Крылов сознательно примкнул к его кружку и всю жизнь боролся против полусознательного западничества. В баснях он явился первым у нас "истинно народным" (Пушкин) писателем, и в языке, и в образах.
2) Виктор Александрович, драматург, учился в инженерном училище и инженерной академии; выступил на литературное поприще в 60-х годах. На долю первой его пьесы - драмы из крепостного быта "Против течения" выпал шумный успех. В пьесах "Столбы", "Земцы", "Не ко двору" он с беспощадной резкостью обличал некоторые настроения нашей общественной жизни и, благодаря серьёзному общественному значению этих произведений, получил известность в русской литературе. "Столбы" были предметом весьма громкого в свое время процесса о клевете. Под псевдонимом Виктора Александрова Крылов стал одним из самых "репертуарных" наших драматургов. Позднейшие, многочисленные (более 30-ти оригинальных и более 70-ти переделок с немецкого и французского) произведения Крылова писались для сцены, некоторые даже специально для известных исполнителей. Между ними особенного внимания заслуживают: "В духе времени", "В осадном положении", "На хлебах из милости". Кроме того, ценный вклад в историю русской литературы составляет принадлежащий Крылову прекрасный перевод "Натана Мудрого" Лессинга, точный, верный и обставленный научным аппаратом.
На следующую страницу
На предыдущую страницу
|