Студия «Vitart»Первый том — Истории Российской империи Второй том — История русской культуры
Один из гербов Российской империи

ГЛАВНАЯ — здесь ОГЛАВЛЕНИЕ

Краткая история русской литературы:

Народная поэзия
Литература древнего периода
Литература под югозападным влиянием
Литература петровской эпохи
Литература 18-го и начала 19-го века
Литература пушкинского периода
Литература 1840-х годов
Литература 1850-х годов
Литература 1860, 1870-х годов
Литература 1880, 1890-х годов

Краткая история русского искусства:

Архитектура
Живопись
Музыка
Скульптура
Театр


 

СЛОВАРЬ: термины и биографии

Федотов, 1) Александр Филиппович, драматический писатель; родился в 1841 году в Москве. Увлёкшись театром, Федотов не окончил московского университета и, дебютировав в 1862 году на сцене московского Малого театра, был принят в труппу, но здесь ему не удалось занять хорошего положения. Он посвятил себя режиссёрской деятельности. После получил приглашение преподавать сценическое искусство в театральной школе в Санкт-Петербурге. Пьесы Федотова - историческая драма "Годуновы", бытовые пьесы: "Про белого бычка" (в стихах), "Волк", "Рубль", "Люди", "Хрущёвские помещики", феерия "Директор кукольного театра" и др. - не отличались большими литературными достоинствами, но не лишены наблюдательности, а некоторые из них, благодаря сценичности, пользовались значительным успехом. Умер Федотов в 1895 году в Петербурге.

2) Павел Андреевич, живописец; род. в Москве в 1815 году; окончив курс в московском кадетском корпусе, поступил в лейб-гвардии Финляндский полк и, наряду со служебными обязанностями, успевал уделять время своему любимому занятию - рисованию. Необыкновенно похожими портретами и талантливо схваченными сценами из военной жизни Федотов обратил внимание великого князя Михаила Павловича и нашёл в нём покровителя. Получив одобрение Карла Брюллова, Федотов в 1834 году оставил службу и поступил в Академию Художеств, где сначала занимался под руководством Зауервейда батальной живописью, но вскоре, под влиянием Крылова, совершенно отдался жанру. Выставленные в 1849 году картины: "Сватовство майора", "Свежий кавалер, или утро чиновника, получившего первый орден", "Разборчивая невеста" имели громадный успех среди публики и доставили Федотову звание академика. После этого он написал "Вдовушку" и начал писать "Приезд государя императора в Патриотический институт" и "Мышеловку", но обе картины остались неоконченными.
Упорный непосильный труд и постоянные лишения надломили организм Федотова. Он впал в умопомешательство и умер 4 октября 1852 года в полном расцвете таланта.
Рисование и живопись перемежались у Федотова с сочинением басен, элегий, романсов для музыки, стихотворных объяснений к картинам. Но поэтические произведения Федотова стоят ниже его произведений живописных и рисунков. Многочисленные рисунки и эскизы Федотова, сделанные под влиянием увлечения Гогартом и Гаварни, отличаются стремлением осмеять человеческие слабости и, при несовершенстве техники, подчёркиванием идеи приближаются к карикатуре. Таковы очень живые с довольно запутанной композицией: "Житьё на чужой счёт", "Художник, женившийся без приданого", "Мышеловка", "Модный магазин", "Болезнь Фидельки" "Смерть Фидельки".
По мере выработки техники Федотов оставлял карикатурность, и усиливалась типичность фигур, осмысленность и простота композиции. С редкой добросовестностью и любовью обдумывал Федотов сюжет, изучал во всех частностях всё относящееся к нему и долго вынашивал его в своей душе. Ясность общей идеи, жизненность типов, характерность обстановки и остроумие - главные достоинства его картин. После Венецианова, обратившегося к изучению русской действительности, Федотов первый из русских художников взглянул на эту действительность глубоко, вдумчиво и дал её правдивое, характерное изображение с юмористическим оттенком. Федотов не имел учеников, но своим талантом он вызвал внимание и сочувствие к дотоле пренебрегаемому русскому жанру и, в силу этого, сделался родоначальником школы новых русских жанристов.

На следующую страницу 

 На предыдущую страницу

Студия «Vitart»