Студия «Vitart»Первый том — Истории Российской империи Второй том — История русской культуры
Один из гербов Российской империи

ГЛАВНАЯ — здесь ОГЛАВЛЕНИЕ

Краткая история русской литературы:

Народная поэзия
Литература древнего периода
Литература под югозападным влиянием
Литература петровской эпохи
Литература 18-го и начала 19-го века
Литература пушкинского периода
Литература 1840-х годов
Литература 1850-х годов
Литература 1860, 1870-х годов
Литература 1880, 1890-х годов

Краткая история русского искусства:

Архитектура
Живопись
Музыка
Скульптура
Театр


 

СЛОВАРЬ: термины и биографии

Лермонтов Михаил ЮрьевичЛермонтов, Михаил Юрьевич - гениальный русский поэт. Родился в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814 года. Русская ветвь рода Лермонтовых ведёт своё начало от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен при осаде крепости Белой, и в 1613 году уже числящегося на "государевой службе". В поколениях, ближайших ко времени поэта, род Лермонтовых считался уже захудалым. Отец Лермонтова, Юрий Петрович, пехотный капитан в отставке, после смерти матери Лермонтова, Марии Михайловны, весной 1817 года уехал в своё имение, оставив сына на попечении бабки, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, урождённой Столыпиной, лишь изредка наведываясь и грозя забрать сына к себе. Арсеньева переехала с внуком в имение "Тарханы", Пензенской губернии, где и прошло детство поэта. Окружённый любовью и заботами, он уже в ранние годы не знает радости и погружается в собственный мир мечты и грусти. В Лермонтове намечается распад между миром затаённых грёз и миром повседневной жизни.
Учителей у Лермонтова было много. Первым был какой-то беглый грек, затем домашний доктор Ансельм Левис и пленный офицер Наполеоновской армии, француз Капэ. По смерти Капэ в дом был взят французский эмигрант Шандро, которого сменил англичанин Виндсон, познакомивший Лермонтова с английской литературой и, в частности, с Байроном, сыгравшем в творчестве поэта большую роль.
В 1828 году Лермонтов поступил в московский университетский Благородный пансион и пробыл в нём около 2-х лет. Здесь учениками составлялись рукописные журналы. В одном из них - "Утренней Заре" - Лермонтов был главным сотрудником и поместил свою первую поэму - "Индианка". Из писателей на него более других влияют Пушкин и Шиллер, у которых он находит образы, выражающие его собственное тяжёлое настроение, которое не оставляло юношу. В 1830 году Благородный пансион преобразуется в гимназию. Лермонтов бросает его и поселяется в подмосковном имении брата бабушки, Столыпина.
Здесь у него случилась неудачная влюблённость в московскую барышню Сушкову, которая беспощадно издевалась над ним. Позже, когда они встретились вновь, Лермонтов отомстил ей зло и жестоко. И здесь же возникает серьёзный интерес к Байрону.
Осенью 1830 года Лермонтов поступил в московский университет, который мало способствовал в то время умственному развитию молодёжи. Со студентами Лермонтов не сходится, а больше тяготеет к светскому обществу. В университете он пробыл менее двух лет. Профессора "срезали" его на публичных экзаменах, он не захотел остаться на второй год и с бабушкой переехал в Петербург. Здесь его не зачислили в университет, и он решил поступить в школу гвардейских юнкеров и подпрапорщиков. Сюда же почти в одно время с ним поступил и его будущий убийца, Мартынов.
Лермонтов пробыл в школе "два страшных года". Он с головой окунулся в царивший в школе "разгул". Ему грозила полная нравственная гибель, но он сумел сберечь свои творческие силы. По выходе из школы в 1834 году корнетом лейб-гвардии гусарского полка, Лермонтов поселяется вместе со своим другом, А. Столыпиным, в Царском Селе, продолжая вести прежний образ жизни. Наступает усталость. В 1835 году его поражает известие о замужестве Варвары Лопухиной, которую он издавна любил и не переставал любить до конца жизни. К 1835 году относится и первое появление Лермонтова в печати помимо его воли. До тех пор Лермонтов был известен, как поэт, лишь в офицерских и светских кругах, но один из его товарищей отдал, без его ведома, повесть Лермонтова "Хаджи-Абрек" в "Библиотеку для чтения". Повесть имела успех.
Лермонтов был болен, когда по городу разнеслась весть о смерти Пушкина. Своё чувство Лермонтов излил на бумагу. Стихотворение быстро распространилось в списках, вызвало бурю восторгов, а в высшем обществе, порицавшем Пушкина, - негодование. Когда Столыпин стал при Лермонтове порицать Пушкина, доказывая, что Дантес иначе поступить не мог, Лермонтов моментально прервал разговор и в порыве гнева написал страстный вызов "надменным потомкам" (последние 16 стихов). Это стихотворение было расценено как "воззвание к революции", началось дело и через несколько дней Лермонтов был переведён на Кавказ.
Кавказ возродил Лермонтова, дал ему успокоиться. Наметились новые тенденции в его творчестве. Появляется несколько сильных и ярких стихотворений, среди которых "Песнь про царя Ивана Васильевича Грозного", "Я, матерь Божия-" и "Когда волнуется желтеющая нива".
Благодаря связям бабушки, его переводят в Новгород, но он расставался с Кавказом неохотно, медлил с отъездом, конец года провёл в Ставрополе, где познакомился с бывшими там декабристами, в том числе с князем А. И. Одоевским, с которым близко сошёлся. В 1838 году Лермонтов вернулся в Петербург, в большой свет, в роли "светского льва". За ним ухаживают салонные дамы - любительницы знаменитостей и героев, но Лермонтов скоро начинает тяготиться этой жизнью. Ему не милы ни служба, ни литературные кружки, и он то просится в отпуск, то мечтает о возвращении на Кавказ.
На одном из балов произошло столкновение с сыном французского посланника, Барантом. В результате - дуэль, в этот раз окончившаяся благополучно, но повлекшая арест, во время которого его посетил Белинский, который пришёл в восторг и от личности, и от воззрений поэта. В этот период петербургской жизни Лермонтов написал последний, пятый, очерк "Демона", "Мцыри", "Сказку для детей", "Герой нашего времени; стихотворения "Дума", "В минуту жизни трудную", "Дары Терека" и др. И даже в день отъезда из Петербурга, будучи у Карамзиных, набросал своё знаменитое "Тучки небесные, вечные странники".
По дороге на Кавказ, в мае 1840 года, Лермонтов остановился в Москве, прожил в Москве около месяца и на именинном обеде у Гоголя в доме Погодина, на котором присутствовали также Тургенев, Вяземский и Загоскин, читал своего "Мцыри", а в июне он был уже в Ставрополе и вскоре даже был представлен к награде золотой саблей за храбрость.
Отпуск в январе 1841 года Лермонтов провёл в Санкт-Петербурге, но по окончании его он продолжал тянуть с отъездом, и армейским властям стоило больших усилий выпроводить беспокойного человека. Он уезжал из Петербурга с тяжёлыми предчувствиями, написав свои изумительные по силе стихи: "Прощай немытая Россия".
В Пятигорске между ним и Мартыновым произошла ссора, кончившаяся дуэлью. Похороны Лермонтова не могли быть совершены по церковному обряду. Официальное сообщение гласило: "15 июня, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М. Ю. Лермонтов". Весной 1842 года его прах был перевезён в Тарханы, а в Пятигорске, на месте гибели, только в 1899 году был открыт ему памятник, воздвигнутый по всероссийской подписке.
В расточительной роскоши поэзии Лермонтова, в изумительном богатстве мотивов, идей и образов можно, однако, заметить основную тенденцию его творческого процесса, психологический стержень, вокруг которого они вращаются. Существует вечный антагонизм между небесной душой и "невольным", обременительно тяжким "спутником жизни" - телом. Причина его мучительных переживаний - противоборство небесного и земного в душе, и Лермонтов отождествляет себя с печальным Демоном - таким же страдальцем душевных контрастов, в котором "встретилось священное с порочным". С этой точки зрения творчество Лермонтова может быть разделено на два периода: первый тянется приблизительно до середины 30-х годов, когда он весь во власти своей необузданной фантазии и пишет исключительно на основании своего внутреннего опыта, второй - до конца его кратковременной жизни; здесь он уже ближе к действительности.
Произведения Лермонтова, начиная с изданий Глазуновых, Смирдина, печатались неоднократно.

На следующую страницу 

 На предыдущую страницу

Студия «Vitart»