Студия «Vitart»Первый том — Истории Российской империи Второй том — История русской культуры
Один из гербов Российской империи

ГЛАВНАЯ — здесь ОГЛАВЛЕНИЕ

Краткая история русской литературы:

Народная поэзия
Литература древнего периода
Литература под югозападным влиянием
Литература петровской эпохи
Литература 18-го и начала 19-го века
Литература пушкинского периода
Литература 1840-х годов
Литература 1850-х годов
Литература 1860, 1870-х годов
Литература 1880, 1890-х годов

Краткая история русского искусства:

Архитектура
Живопись
Музыка
Скульптура
Театр


 

СЛОВАРЬ: термины и биографии

Одоевский, 1) Александр Иванович, князь, поэт; родился в 1803 году; служил в лейб-гвардии конном полку; за участие в событиях 14 декабря 1825 года был сослан в Сибирь; в 1837 году был переведён на Кавказ, но через два года умер. Лермонтов почтил его память стихотворением: "Я знал его: мы странствовали с ним...". Одоевский был дружен с Грибоедовым, на которого имел значительное влияние. Его стихотворения были напечатаны в Лейпциге отдельной книжкой в 1872 году.

2) Владимир Фёдорович, князь, русский писатель и общественный деятель; родился в 1803 году в Москве; окончил курс в Благородном пансионе при московском университете. Сойдясь с Грибоедовым и Кюхельбекером, Одоевский издавал альманах "Мнемозина"; редактировал "Журнал Министерства Внутренних дел". В 1846 году Одоевский был назначен помощником директора Императорской публичной библиотеки и директором Румянцевского музея. Разносторонний и образованный, талантливый писатель, Одоевский чутко отзывался на все явления научной и общественной жизни. В жизни и литературе для него превыше всего была правда, уважение к человеческому достоинству, стремление разобраться в духовной жизни человека и общества. Он - занимательный повествователь, мыслитель, популяризатор философских, экономических, естественных и исторических учений.
Главное место среди сочинений Одоевского принадлежит "Русским ночам" - философской беседе между несколькими молодыми людьми, в которую вплетены, как иллюстрации, рассказы и повести, отражающие мысли, симпатии и антипатии автора. Вплетённые рассказы: "Город без имени" и "Последнее самоубийство" представляют, на фантастической подкладке, доведённый до конца закон Мальтуса о народонаселении и теорию Бентама, кладущую в основание всех человеческих действий начало полезности.
Одной из выдающейся сторон литературной деятельности Одоевского была забота о просвещении народа, в то время рассматриваемая как чудачество. Как редактор "Сельского Обозрения", Одоевский выпустил в свет книжки: "Что крестьянин Наум твердил детям по поводу картофеля", "Что такое чертёж земли и на что это пригодно", "Грамотки дедушки Иринея" - о газе, железных дорогах, порохе.
Друг Пушкина и князя Вяземского, Одоевский был радушен со всеми товарищами по перу, брезгливо относясь лишь к Булгарину и Сенковскому. Он всегда был против нечистоплотных литературных приёмов, в тревожные времена заступался за писателей. Его хлопотам были обязаны своим разрешением "Отечественные Записки". Приветствуя облегчение цензурных правил в 1865 году, Одоевский ратовал за отмену воспрещения ввоза в Россию враждебных ей книг.
Он никогда не был славянофилом, но во многом приближался к ним. Личное же знакомство (1856-59 гг.) с "гнилым Западом" заставило его изменить свой взгляд на европейскую цивилизацию. Признаки "нашей прирождённой болезни" Одоевский видит в "общенародной лени ума, в непоследовательности и недостатке выдержки", но далее он пишет: "а всё-таки русский человек - первый в Европе не только по способностям, которые природа дала ему даром, но и по чувству любви, которое в нём сохранилось".
Преобразования Александра II, обновившие русскую жизнь, встретили в Одоевском восторженное сочувствие. Он отдался общественной жизни. Он читал лекции о древней русской музыке, в 1868 году издал "Музыкальную грамоту или основания музыки для не музыкантов". Он устраивал детские приюты, больницу, был гласным общей думы в Санкт-Петербурге, занимался новым судебным делом. За три года до смерти Одоевский снова взялся за перо. Горячая статья "Недовольно!", полная веры в науку и нравственное развитие человечества, была ответом на скорбно-унылую "Довольно" Тургенева. Смерть в феврале 1869 года застала Одоевского за работами об устройстве съезда археологов.

На следующую страницу 

 На предыдущую страницу

Студия «Vitart»