Студия «Vitart»Первый том — Истории Российской империи Второй том — История русской культуры
Один из гербов Российской империи

ГЛАВНАЯ — здесь ОГЛАВЛЕНИЕ

Краткая история русской литературы:

Народная поэзия
Литература древнего периода
Литература под югозападным влиянием
Литература петровской эпохи
Литература 18-го и начала 19-го века
Литература пушкинского периода
Литература 1840-х годов
Литература 1850-х годов
Литература 1860, 1870-х годов
Литература 1880, 1890-х годов

Краткая история русского искусства:

Архитектура
Живопись
Музыка
Скульптура
Театр


 

СЛОВАРЬ: термины и биографии

Лесков Николай СемёновичЛесков, Николай Семёнович, русский писатель, вначале известный под псевдонимом Стебницкий; род. в 1831 году; из дворянской семьи; воспитывался в богатом доме своего дяди с материнской стороны, затем в орловской гимназии. Смерть отца и пожар не дали ему возможности окончить курс, и до 1860 года Лесков состоял на службе сначала в орловской уголовной, затем в киевской казённой палате, пополняя недостаток образования чтением, пока, наконец, сам не поместил несколько статей в журналах.
В Петербурге, куда переселился Лесков в 1861 году, он всецело отдался литературе, присоединившись к "Северной Пчеле", которой заведовал пламенный агитатор Артур Бенни. Петербургский пожар лета 1862 года сыграл в судьбе Лескова неожиданно значительную роль. Молва называла виновниками пожара студентов. Лесков поместил статью, в которой требовал от полиции или доказательства или опровержения слухов, но неожиданно для Лескова статья получила совершенно иное толкование. Посчитали, что Лесков связывает пожары с революционными устремлениями студентов. Ни устные, ни печатные оправдания Лескова не имели успеха. Он стал объектом оскорбительных подозрений. Незаслуженная обида вынудила Лескова круто изменить направление жизни и взглядов. Он уехал за границу.
Скоро, в 1864 году, в "Библиотеке для Чтения" появилось начало его романа "Некуда". В романе Лесков, поддавшись озлоблению против крайних кружков, игравших наиболее деятельную роль в истории петербургских пожаров, выставил в извращённом виде "социалистов", которые, под видом проповеди женской самостоятельности, проделывают разные гнусности с неопытными девушками. Роман принёс Лескову известность, но особого рода. Писарев поставил против Лескова такой вопрос: "Найдётся ли теперь в России хоть один честный писатель, который будет настолько неосторожен к своей репутации, что согласится работать в журнале, украшающем себя повестями и романами Стебницкого?". Следующим романом был "На ножах" - самое обширное и самое плохое произведение в бульварном стиле с невероятной интригой. В нём "нигилисты" выставлены, как поджигатели, убийцы, воры, грабители, отравители и соблазнители девушек. Этим романом завершился у Лескова кризис сведения счётов с движением 60-х годов.
В 1872 году выходит новый его роман "Соборяне", который открывает вторую, лучшую половину деятельности Лескова. Роман имел крупный успех и внёс успокоение в душу писателя. Вскоре вышла целая серия превосходных рассказов: "Запечатленный ангел", "Очарованный странник" и др. В 1877 году императрица Мария Александровна, прочитав "Соборян", отозвалась о них с большой похвалой в разговоре с графом Валуевым, тогда министром госимуществ, и в тот же самый день Валуев назначил Лескова членом учебного отдела своего министерства. Но на этом служебные успехи Лескова и закончились.
В начале 1880-х годов Лесков ушёл в отставку. Отчасти под влиянием Л. Толстого, он отдался религиозно-нравственным вопросам. Вскоре, однако, оставив духовный быт, он пишет несколько повестей из эпохи первых веков христианства ("Гора", "Аскалонский злодей" и др.). Трезвый ум, чуждый мистицизма, никогда не давал Лескову увлечься всецело. Поэтому более всего в нём поражает то, что Тургенев назвал "выдумкой". Ни у одного русского писателя нет такого неисчерпаемого богатства фабул. У Лескова есть повести в 5-6 страниц, сюжетом которых можно наполнить целые тома. В особенности "Очарованный странник", где на каждом шагу новое интересное положение, новые краски. Писал Лесков замечательно сжато, почти совершенно устраняя всякого рода балласт. Главный его недостаток - отсутствие чувства меры.
Умер в 1895 году.

На следующую страницу 

 На предыдущую страницу

Студия «Vitart»