СЛОВАРЬ: термины и биографии
Озеров, Владислав Александрович - трагик (1769 - 1816); окончил кадетский корпус; участвовал в занятии Бендер Потемкиным; служил в лесном департаменте; несколько лет жил уединенно в деревне, в Казанской губернии. Озеров воспитался на французской литературе XVII - XVIII веков; любил играть во французских трагедиях. Из русских писателей первыми учителями его были Княжнин и Болтин. Первая его трагедия, "Смерть Олега Древлянского", в стиле Княжнина, была поставлена в Петербурге в 1798 году. Большой успех выпал на долю второй трагедии Озерова "Эдип в Афинах".
Не зная греческого языка, Озеров заимствовал своего Эдипа не у Софокла, а у французского трагика Дюси. Своего апогея слава Озерова достигла при постановке в 1807 году трагедии "Димитрий Донской", отвечавшей подъему патриотических чувств во время войны с Наполеоном, хотя в этой трагедии много исторических несообразностей. Так, Дмитрий - рыцарь западных романов, который на войне занят любовными приключениями, да и самое мужество своё он черпает из любви к даме сердца. Сильно увлекали зрителей этой трагедии рассуждения героев о подчинённом положении женщины в семье, о княжеском самовластии. Трагедии вызвали нападки ревнителей классицизма и гонителей сентиментальной школы, с князем Шаховским во главе. Нападки тяжело отразились на слабом здоровье Озерова, самолюбивого, раздражительного и мнительного. В 1809 году. Озеров закончил трагедию "Поликсену", которую сам считал лучшим своим произведением, но публикой она принята была холодно. Всё это сильно подействовало на Озерова. Он впал в тихое помешательство. Смерть Озерова Жуковский приписывает чувствительности и печали. Булгарин замечает, что Озеров погиб от болезни печени; с этим соглашается и Белинский. Ревностного поклонника Озеров нашел в лице князя Вяземского, который называет его преобразователем русской трагедии, и заслуги его сравнивает с заслугами Карамзина, как преобразователя русского прозаического языка. Пушкин не признавал в Озерове таланта. В общем, значение Озерова сводится к тому, что он хотя и следовал формам ложноклассической драмы, но внёс в русскую трагедию элемент сентиментальный.
На следующую страницу
На предыдущую страницу
|